Музыкальный спектакль по произведениям А.С. Пушкина и Г. Х Андерсена
Что всегда прекрасно в Театре Музыки и Поэзии под руководством Елены Камбуровой, так это – музыка и вокал. В новом спектакле все это на должном уровне, но сама постановка Гульназ Балпеисовой удивила негативным подходом к светлым и ироничным сказкам Александра Сергеевича. Понимаю, что каждый человек воспринимает литературу по-своему, а каждый режиссер ставит вечную классику о своем злободневном, но то, как начала свой спектакль Гульназ, заставило содрогнуться и опечалиться. Преобладание черного, местами даже загробного мира, детских страшилок и наивных представлений о богатстве причудливо сплело в один клубок царя Салтана (Роман Калькаев) с гонцом с того света, Гвидона (Артур Сахаров) – с побитой Лебедью буквально с фонарем под глазом (Евгения Курова), старуху со спутанными волосами, скорее похожую на матерую бомжиху (Лада Марис) – со стариком (Евгений Вальц), чьи проваленные глазницы пугают, напоминая о скором конце.
А что с няней, спросите вы? А ее, ни в чем не повинную Арину Родионовну (бедная-бедная Елена Антоновна Камбурова), режиссер спаяла из самых отвратных пушкинских героинь – Пиковой дамы, мачехи из «Мертвой царевны», Наины и салтановых завистниц. Ходит и разговаривает няня, похожая на Бабу-Ягу, хрипло смеется и колдует по-черному. А ведь Александр Сергеевич свою Арину Родионовну обожал и женщин вообще всех любил, даже в отрицательных персонажах в чем-то оправдывал.
Время от времени на некоторых героев спектакля накатывают приступы неизвестных болезней, душевных и физических, и тогда все вокруг сотрясается: падают и рвутся книги, летят и ломаются венские стулья (стулья жалко), и так хрупкий мир вокруг превращается в полный хаос.
Боже ж ты мой, безжалостная Гульназ, нам хватает хаоса в жизни!
Однако в спектакле есть и удачные сцены:
– например, когда малютка Гвидон изначально явившийся на свет здоровенным парнишей, нежно убаюкивается на маминой груди (Алена Парфенова), а потом вылезает из «бочки» эдаким богатырем без чепчика и отбивает уже побитую царевну-лебедь;
– старик (Евгений Вальц) со старухой (Лада Марис) в «Золотой рыбке» ведут свои характерные сольные партии живо и сочно, отыгрывая стариковскую любовь, покорность ревность и старухину жадность, корысть, властолюбие… и те же любовь и ревность.
Елена Антоновна Камбурова «выбирала для этой постановки добрые и светлые сказки, несущие глубокий смысл, не говоря уже о прекрасном слоге Пушкина», но режиссер сумела их преобразовать так, что воспринимать их будет проще молодым, еще не хлебнувшим достаточно той боли, которую вложила Гульназ Балпеисова.
P.S. Вести на этот спектакль детей не рекомендую, несмотря на название, театральному кассиру придется отбиваться от родителей, ибо возрастной ценз театр определил с 12 лет, а я бы поставила от 16+
Сценическая адаптация текстов А.С. Пушкина и постановка – Гульназ Балпеисова
Музыкальный руководитель, композитор, аранжировщик – Олег Синкин