Рекомендую новый спектакль в Театре музыки и поэзии под руководством Елены Камбуровой:  «Петербург — Петроград — Ленинград» –  премьера, которая не может не восхитить динамичностью и неудержимостью фантазии ее создателей: режиссера-постановщика и сценографа Ивана Поповски, музыкального руководителя и аранжировщика Олега Синкина, выразительностью  волшебной конструкции Константина Лебедева и  художественным  мастерством  исполнителей. Идея принадлежит актрисе театра Елене Веремеенко, спектакль посвящен 80-летию победы в Великой Отечественной войне.

Театр Елены Камбуровой с самого начала открыт экспериментам. Здесь Иван Поповски сделал больше десяти спектаклей. Он уже работал с воздухом, песком, землей и вот пришло время воды. Петербург – город знаменитых каналов и рек. Все течет, все изменяется, неизменными остаются наша всеобщая любовь и восхищение этим удивительным и неповторимым городом.

В постановке Ивана Поповски оживают набережные с узнаваемыми фасадами величественных петербуржских зданий, расположенных вдоль Невы. Зрительские ряды расположены по другую сторону набережной, вдоль длинного сценического подиума, по которому беспрерывно течет "река".

Временной интервал в спектакле отражает большую часть двадцатого века, примерно,  с 1906 года, когда родился  Дмитрий Дмитриевич  Шостакович до 1960-х гг., и охватывает несколько важнейших вех в истории страны: дореволюционное время, революцию, тридцатые годы, Великую Отечественную войну и послевоенные годы.
Олег Синкин: «Почему Шостакович? Потому что, когда говоришь о Петербурге и Ленинграде, первое имя, которое приходит на ум (с точки зрения музыкальной ткани, конечно), — Дмитрий Дмитриевич Шостакович. В спектакль еще вошли два сочинения Владимира Дашкевича: фрагмент оперы по поэме Александра Блока «Двенадцать» и песня на стихотворение Осипа Мандельштама «Ленинград», которая звучит в эталонном исполнении народной артистки России Елены Камбуровой…».

Всё действие пронизано гениальной музыкой Дмитрия Шостаковича в исполнении камерного инструментального ансамбля театра Камбуровой, которому по плечу произведения, написанные для огромного симфонического оркестра. Квартет певиц, актрис: Елена Веремеенко, Анна Комова, Виктория Тихомирова и Лейла Эгамова, ни на минуту не прерывая  дивное многоголосие, где вокализ на музыку Шостаковича переплетается с известными песнями, иллюстрирующими определенную эпоху, отвечают за все, что происходит на сцене. Дивы зажигают в крошечных окошках домов свет, бережно курируют все, что проносится по реке мимо завороженных зрителей. Сначала плывут   старинные фонарики, затем Медный всадник, Пушкинское перо в чернильнице, Андреевский флаг, пюпитр с нотами, мольберт с палитрой, рояль, черный цилиндр, Нос, Три карты, топор Раскольникова, даже Дед Мазай и зайцы. Только успевай считывать плывущий и всплывающий в памяти ассоциативный ряд, связанный с настоящей и выдуманной жизнью Петербурга – столицы российской империи, города Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского и… Шостаковича.

С залпом «Авроры» кончается старое время, ускоряется его течение. Петроградские  девушки надевают рабочие комбинезоны и кумачовые косынки, поют революционные песни, вывешивают красные флаги и ленты, старорежимные дома и дворцы украшают агитками и лозунгами. Торжественно и страшно звучит хор из оперы композитора Владимира Дашкевича «Двенадцать» по поэме Александра Блока. Прощай, Петроград.

Ленинградская жизнь советского времени тридцатых  оформлена  мажорными песнями, в том числе, бодрой – «Нас утро встречает прохладой» на музыку Шостаковича.

Но… в наступившей тишине побагровевшая река несет поскрипывающий  черный «воронок» – по реке плывут номера, в исполнении Елены Камбуровой звучит пронзительная  композиция Владимира Дашкевича на текст Осипа Мандельштама «Ленинград»: «Петербург, я еще не хочу умирать…».

И при этом жизнь идет своим чередом: свидания, любовь, букеты, парады физкультурников, агитбригады, мажорные марши, спортивные достижения, делопроизводство (скоросшиватели, папки «Дело №») - все это дивы, они же ангелы, они же работницы, они же сестры милосердия... показывают легко и изящно управляясь с многочисленным сложным реквизитом, требующим сноровки.

Война! «Вставай, страна огромная!». Девушки прячут под холстами  исторические здания и памятники, гасят в окнах свет, забивают двери крест-накрест, забинтовывают «раненые» дома. В самый кульминационный момент, перекрывая  гул самолетов, взрывы набирает мощь музыкальная тема нашествия из Седьмой симфонии Шостаковича, от которой всегда бегут по спине мурашки - столь много значит эта тема для страны.

Неожиданно река покрывается снегом и льдом и останавливается. В снегу  застревают грузовики – блокада, дорога жизни. Актрисы своими тонкими пальцами ускоряют ледоход, но ничего радостного ожившая река не несет. Медленно плывут  деревянные гробы, на льдинах – застывшие санки с неподвижными фигурками. Снова река становится красной, тягуче  густой, а у актрис – траурные платки.

Наконец, салют Победы, окна моются и распахиваются, снимаются чехлы с музеев и памятников. Тихо проплывает обитый пурпуром гроб, утопающий в цветах.

И снова всюду жизнь. Много-много улыбающихся розовощеких пупсов на фоне проплывающего знаменитого ботинка Хрущева под разгромную речь в адрес выставки в Манеже.

В финале звучит знаменитое сочинение Шостаковича «Родина слышит» и символом белых ночей выплывает корабль с алыми парусами.
Хочется припоминать каждую деталь, но их так много, и все такие значимые, каждый отметит свое.

Полтора часа волшебного (невероятный темп подачи материала) исторического действа о судьбе страны сквозь призму людских судеб великого города.

фотографии автора