Театр МОСТ к 200-летнему юбилею Ф.М. Достоевского решил перевернуть наше представление о знаменитом на весь мир русском классике. Каждый выросший школьник помнит, как он на уроках литературы тоскливо изучал изможденное лицо старца с длинной бородой на известном портрете (Василий Серов, 1872 год), проклиная за многостраничные произведения, по которым приходилось писать множество сочинений. Со временем понимаешь, что «старцу» всего 51 год, что если его побрить и постричь, он будет выглядеть современно и молодо, поскольку худощав, и грустные глаза его - живые и умные. Вернитесь к Достоевскому в зрелости, удивитесь прозорливости и пытливости его, глубокому пониманию человеческой души.
О Достоевском в юбилейный год говорят и пишут, снимают передачи и фильмы, ставят спектакли, но только в театре МОСТ пошли иным путем, вооружившись афоризмом Бернарда Шоу: «За каждым успешным мужчиной всегда стоит любящая женщина».
Взяв за основу реальные события, исторические факты, документы, семейные письма и дневники Анны Достоевской, режиссер Георгий Долмазян вместе с филологом и завлитом РАМТа Милой Денёвой воссоздали семейный портрет в интерьере, в котором Федор и Анна оказались равнозначимы. При этом автор инсценировки Мила Денёва, защитившая диссертацию по творчеству Ф.М. Достоевского, сообщила, что театр вовсе не претендует на портретное сходство с четой Достоевских. В основу инсценировки легла книга воспоминаний Анны Григорьевны, которая так и называется «Достоевская. Воспоминания». Четырнадцать последних, самых плодотворных лет рядом с Достоевским находилась Анна Сниткина, ставшая из простого секретаря, помощницы писателя любимой женой, матерью его детей, издателем, биографом – всем.
Режиссер Георгий Долмазян на роль Анны выбрал пять актрис, каждая из них представляет определенный период ее жизни с великим мужем. И по ходу действия, мы понимаем, что Анна Сниткина, несомненно, великая женщина, которой человечество должно быть благодарно за то, как она относилась к Гению, как понимала его и как достойно несла свою миссию сподвижницы. Отталкиваясь от конкретных дат и событий, Мила Денёва и Григорий Долмазян соткали художественное полотно, необычное и очень интересное.
Роли Анны Григорьевны Достоевской в разные периоды ее жизни исполняют пять актрис:
- В 44 года, страдающая и тоскующая целых десять лет «без своего солнца, своего божества» - Наталья Дедейко;
- В 35 лет, трагично переживающая смерть любимого мужа: «Что мне до того, кого потеряла Россия?! Я потеряла Человека!» - Дарья Чудная;
- В 24 года, махнувшая рукой на редакторов и издателей и сама занявшаяся изданием великих произведений – Лариса Любимова;
- В 22 года, отважно борющаяся с порочными страстями мужа, бережно заботящаяся о его слабом здоровье, с приступами эпилепсии – Александра Кареева;
- В 20 лет, трепетная юная фанатка великого писателя, пришедшая наниматься на должность секретаря - Полина Шашуро.
История не состоит из женских монологов. Помимо автора воспоминаний Анны Григорьевны Достоевской (Вера Семёнова), в спектакле также принимают участие друзья литераторы, различные визитеры, издатели, горничная (Екатерина Алексашина), героини романов и сам Федор Михайлович (Дмитрий Чуриков).
Сценография художников Андрея и Юлии Бутяевых.