Московский Губернский театр представил возобновленную версию легендарного спектакля Олега Табакова «На всякого мудреца довольно простоты». Спектакль Табакерки более пятнадцати лет пользовался любовью у широкой публики и с успехом шел в репертуаре Театра  Олега Табакова с 1997 - 2014.  Роль «мудреца» Глумова все эти годы  от премьеры до финального показа исполнял один из самых любимых  учеников Табакова – Сергей Безруков. Последний сезон (2013-2014)  "Мудреца" играли на сцене Московского Губернского театра, который Сергей Безруков возглавил в 2013 году. Олег Павлович, решив поддержать своего ученика, перенес свой легендарный спектакль на безвестную сцену в Кузьминках и лично присутствовал на спектакле, когда он впервые был сыгран на сцене МГТ в  июне 2013 года.
В память о своем Учителе Сергей Безруков восстановил этот спектакль Табакова в авторском рисунке, в сценографии  Боровского,  с артистами Губернского театра. Такой вклад МГТ привнес в Фестиваль «Атом солнца», придуманный и воплощаемый в этом году благодарными учениками Олега Павловича.

 

Сергей Безруков:

- Я очень любил этот спектакль и свою роль. Как вы понимаете, роль Глумова здесь центровая. Я взрослел с этим спектаклем, мне было 23 года, завершил я ее в сорок лет. Когда я пришел руководить Губернским театром, понял, что роль нужно передать молодому артисту. Странно быть сорокалетним племянником, только начинающим карьеру. У Островского написано: молодой дворянин из обедневшей семьи.

Денису Нурулину, выпускнику последнего курса Мастера в Театральной Школе его имени – 22 года. Мы знаем легендарных исполнителей этой роли в прославленных спектаклях театрального мира, но все же Глумов Островского не должен быть великовозрастным. Он – молодой человек, и у Дениса здесь неоспоримое преимущество.

Островский – совершенно великий автор, потому вне времени. Мне очень хотелось сохранить рисунок ролей, мизансцены, придуманные Олегом Павловичем…

 

Егор Дмитриевич Глумов (Денис Нурулин) - молодой дворянин из обедневшей семьи. Он талантлив, умен, образован и хорош собой. Успешную карьеру ему поможет сделать понимание человеческих слабостей, а также сноровка и смекалка. «Карьеру сейчас делают в Петербурге…», - писал в девятнадцатом веке Александр Николаевич Островский. – «Чем в люди выходят? Не все делами, чаще разговором. Мы в Москве любим поговорить. И чтоб в этой обширной говорильне я не имел успеха! Не может быть! Я сумею подделаться и к тузам и найду себе покровительство, вот вы увидите…».

Грамотное владение речью, отличная память быстро приближали Глумова к заветной цели, если бы не одна слабость – ему нравилось записывать все события в дневник. Провокационную тетрадочку обнаружила и обнародовала любимая тетушка Клеопатра Львовна Мамаева (Анна Снаткина) – оскорбленная в своих неподобающих чувствах к молодому наглецу жена дядюшки.

А ведь совсем недавно все развивалось так гладко: «Красивому молодому человеку ум не нужен…», - поддерживала суетливую мамашу  Глумова (Елена Петрова) очарованная Егором сладострастная Клеопатра Львовна. – «Вы так любите сына, а давайте любить его вместе!». И дядюшка – холеный барин Нил Федосеич Мамаев (Сергей Вершинин) был очень доволен угодливым племянничком, одобряя ухаживания последнего за женой.

И успешное дядюшкино общество, и связи, и богатая невеста - все было к услугам  хитроумного «мудреца», но простота сгубила. Островский не ставит точки на его карьере, и сегодня свои люди по-прежнему актуальны в тех тепленьких местах, куда без связей не попасть.

- Пьеса «На всякого мудреца довольно простоты» о парне, захотевшем сделать карьеру. В России проходит конкурс «Лидер России». Эти ребята вполне могут приходить на наш спектакль, чтобы поучиться: как надо работать с власть имущими, с вышестоящими, как пробиваться в этой жизни… Им будет очень полезен для размышлений небольшой «облом» героя в финале.- Заметил после  пресс-показа художественный руководитель МГТ.

 

Спектакль хорош именно актерским ансамблем, что для Олега Павловича было очень важным, он всегда уделял этому самое пристальное внимание. Артистам МГТ еще предстоит набрать силу и мощь. Придет новый зритель, который не видел того легендарного спектакля Табакерки, впечатления будут свежими, а память о Табакове – вечной. Хочется пожелать спектаклю «На всякого мудреца довольно простоты» долгой и счастливой жизни, а артистам – вдохновения и мастерства.

Режиссер-постановщик Олег Табаков (1997 г.)
Режиссеры восстановленной версии  (2019 г.) – Сергей Безруков, Алла Решетникова. Сценография Давида Боровского.