ТАМБОВСКИЙ ВОЛК ТЕБЕ ТОВАРИЩ
В новой пьесе Евгения Водолазкина «Музей» действуют реальные исторические персонажи, что обостряет интерес и вызывает желание срочно свериться с фактами. Факты, практически, совпадают, но интерес не пропадает, поскольку цепляет человеческая история, попавшая в историческую переделку. Насмешливая и грустная история о двух треугольниках, о любви к женщине и любви к партии, последняя побеждает: на дворе – тридцатые годы двадцатого века, время стремительного восхождения Сталина на партийный трон.
Активный театр первым взялся за постановку пьесы и преуспел. Спектакль режиссера Марины Перелешиной вышел увлекательным и остроумным. Марине Перелешиной вообще свойственно очеловечивать «памятники» (например, Льва Толстого, Владимира Маяковского и др.) и выводить их в люди. В обыкновенные люди, которым можно посочувствовать. В «Музее» сочувствовать некому. Здесь можно с интересом наблюдать за экспонатами.
Главные герои «Музея» - Сергей Миронович Киров, секретарь Ленинградского комитета ВКП(б) (Дмитрий Блохин) и Иосиф Виссарионович Сталин, секретарь ЦК ВКП(б) (Николай Ковбас). Драматург намеренно использует новояз тридцатых годов, периода укрепления советской и партийной власти, который сегодня представляется таким утрированно пафосным и искусственным. Товарищи, закадычные друзья, Киров и Сталин ссорятся не на жизнь, а на смерть. Сталин и Киров обращаются друг к другу как близкие друзья, закадычные товарищи, а позади на стенке скалит клыки трофейная голова волчьего чучела, и как не вспомнить, кто тут кому товарищ.
Именно с заказного убийства Кирова понеслась сталинщина, увлекшая и угробившая миллионы людей. Киров, любимец партии и любимец женщин, пал жертвой рябого завистника, закомплексованного диктатора. Не то, чтоб успех у женщин так растревожил Сталина, а то, что на съезде КПСС некая группа партийных товарищей предложила Кирову стать генеральным секретарем, оставляя Иосифу Виссарионовичу удел простого секретаря компартии.
И не имеет значения, что инстинкт самосохранения велел Сергею отказаться от должности, Сталин замышляет избавиться от сильного конкурента и откровенно признается Кирову, что не простит ему любовного треугольника: «Я – ты – партия. Партию я никому не отдам!». Пока закадычный друг Иосиф скрежещет зубами, легкомысленный эпикуреец Сергей Миронович наслаждается маленькими радостями с рыжеволосой Мильдой Драуле, сотрудницей советских и партийных органов (Елена Ксенофонтова), а врач (Андрей Филиппак) уже зачитывает заключение патологоанатома о состоянии трупа товарища Кирова. И потом еще раз со смаком будет описывать подробности смертельного ранения.
Сталину в Москве хочется организовать Кунсткамеру, подобно Петру Первому, в которой можно было бы выставлять заспиртованные головы врагов: его кровожадная натура жаждет мести, а Киров пока очень даже живехонек и везде поспевает: у него - соратница Мария Львовна Маркус (Ксения Энтелис), любовница Мильда Драуле (Елена Ксенофонтова) и еще одна перевоспитанная (Екатерина Директоренко).
Прекрасная многослойная работа артиста Блохина, герой которого постепенно из расслабленного эпикурейца и всеобщего любимца становится нервным, подозревающим всех, трусливым типом. Мильда Драуле стремится к Кирову в Смольный на свидание: «Мы с тобой - два здоровых молодых организма, тянемся друг к другу…». Мильда (манкая Елена Ксенофонтова чрезвычайно органична в этой роли) с удовольствием рассказывает любовнику, что ее муж Николаев жаждет его убить. Скучающую с занудным мужем красавицу смерть возбуждает: «Хорошо бы нас с тобой одной пулей…», - романтично мечтает она, протягивая руки к любовнику через бюст Ленина.
Киров озабоченно усиливает охрану. Жизнь перестает быть томной.
Это он еще не в курсе, что в его квартире потихоньку обживаются сотрудники музея Кирова, который должен открыться 1 декабря 1934 года.
Зарубаев, директор Музея С.М.Кирова (Павел Савчук) и Сисяева, сотрудница Музея С.М.Кирова (Лина Захаране) деловито принимают на работу нового сотрудника – перевоспитанную Аэроплан (Екатерина Директоренко), назначая ее дежурной вдовой.
Скромная перевоспитанная преображается на глазах: она почувствовала сладкий вкус своей значимости в глазах общественности, и теперь никакая «соратница» не перейдет ей дорогу, впрочем, с соратницей можно выгодно договориться и работать в музее по сменам.
Один из главных персонажей - Леонид Николаев, муж Мильды Драуле (Валентин Самохин). Артист предельно точен в красках: его герой – жалкая ничтожная личность, в чем-то напоминает знаменитого Паниковского. Недоступная Мильда откровенно смеется над ним, униженный муж жаждет возмездия, но "очкует".
Николаев хочет свою гладкокожую Мильду и презирает ее. Возможно, он так и не решился бы на убийство, если бы не твердая рука товарища Сталина.
Недаром режиссер Марина Перелешина усиливает трагифарс, ехидно усаживая Иосифа (Николай Ковбас ) в кресло с надписью «режиссер». Выслушав стенания Николаева, что его «жена пала… с товарищем Кировым», Сталин интимно признается этому ничтожному человечку, что «никому не может доверять, даже ЦК», и, умело режиссируя, вдохновляет Николаева, обещая вознести убитого им врага на пьедестал героя, а также отвести самому Николаеву значительное место в будущем музее товарища Кирова.
Остается отдать должное невозмутимо ироничной Суомалайнен-Тюнккенен, секретарю С.М.Кирова (Лина Захаране) и неуклюжему Филиппу Демьяновичу Медведю, начальнику Ленинградского управления НКВД (Павел Савчук), оживленно и весело украшающим страшные исторические эпизоды.
Аскетичное оформление пространства (художник Светлана Литвинова) соответствует мрачной эпохе тридцатых годов, когда единственным украшением домов и дворцов советов был красный кумач, бюсты Ленина и революционные песни.
Как всегда, в Активном театре зрители не остаются равнодушными, и вместе с артистами охотно запевает весь зал.
#режиссермаринаперелешина#активныйтеатр#спектакльмузей
Пьеса Евгения ВОДОЛАЗКИНА
Режиссёр Марина ПЕРЕЛЕШИНА
Художник Светлана ЛИТВИНОВА
Артисты:
Елена КСЕНОФОНТОВА,
Павел СБОРЩИКОВ,
Валентин САМОХИН,
Николай КОВБАС,
Ксения ЭНТЕЛИС,
Андрей ФИЛИППАК,
Лина ЗАХАРАНЕ,
Марина КОНЯШКИНА,
Анатолий ГОРЯЧЕВ,
Вениамин СКАЛЬНИК