«Мастерская читки» в рамках Активного театра под руководством Марины Перелешиной регулярно приглашает зрителей послушать, посмотреть, обсудить непоставленные пьесы. Один из таких театральных вечеров мы провели 23 мая в Боярских палатах.
Драматург Алексей Слаповский пару лет назад написал необычную пьесу «Повар Лира». Он представил себе иной финал шекспировского «Короля Лира»: Лир просыпаясь, видит себя запертым в глухом помещении с каким-то незнакомцем. Старик ничего не может понять, а главное, вспомнить, кто он такой и что с ним вообще случилось. Сосед по заточению нечленораздельно мычит и объясняется жестами. В дальнейшем выясняется, что он – королевский повар, и что сам Лир однажды велел отрезать ему язык из-за разглашения какого-то кулинарного секрета.
Действие читки захватывает, хотя на сцене ничего не происходит, кроме «диалога» беспамятного с «мычащим». Публика завороженно следит за героями, не защищенными декорациями, костюмами и остросюжетными перипетиями. Секрет успеха прост: талантливо написанный текст поставлен талантливыми людьми, что вполне достаточно.
Режиссер Екатерина Двигубская с артистами Игорем Ясуловичем и Андреем Филиппаком деликатно и тонко проработали пьесу Алексея Слаповского. Следует отметить, что читка явилась зрителям абсолютно полноценным спектаклем и вызвала эмоциональное обсуждение после показа. Конечно, притягательной для обсуждения оказалась сама тема: народ и власть.
Король Лир во время долгого правления не церемонился со своим народом ради великих целей: власти и государства. Личность его (в исполнении невероятного Игоря Николаевича Ясуловича) противоречива: момент старческой немощи вызывает сочувствие, момент величавой гордости и смелости – уважение, сладострастные воспоминания о насилии – отвращение, а минута отчаяния – понимание.
Повар (Андрей Филиппак) – достойный собеседник короля в новых условиях. Он, в отличие от Лира, помнит все, при этом, ведет себя по-человечески. Судьба уготовила ему участь, не менее трагическую, чем Лиру, хотя менее заметную. Имена властных тиранов остаются в Истории, а вот имена простых людей теряются, хотя без людей, без народа никакая власть существовать не может. Увы, Народ чаще всего безмолвствует, а Власть, пользуясь этим, «творит», нарушая собственные законы, и даже при самой плохой памяти следует помнить: авторитарность до добра не доводит.