В афише Театре Сатиры появилась еще одна из заявленных весной премьер. Художественный руководитель театра Сатиры Сергей Газаров поставил собственную инсценировку по «Лешему» и «Дяде Ване», соединив в одну пьесы Чехова, не изменив, по его собственному признанию, ни единого слова, «ни единой буквы». Лицезреть компиляцию чеховских текстов чрезвычайно интересно, ведь на российских сценах годами идут десятки и сотни «Дядей Ваней», но лично я не видела ни одного «Лешего». На пресс-показе журналистам представили одну большую сцену – День рождения Желтухина, и мне она показалась блистательной. Каким наслаждением было наблюдать за подробным рисунком сочно разобранных ролей, когда каждый артист знает, что ему делать в любую секунду существования персонажа. Было впечатление, что биографии и характеры своих героев артисты изучили так досконально, что разбуди их ночью, своего героя сыграют достоверно. Народу в сцене праздничного застолья участвовало прилично, при этом ни одну мизансцену массовой не назовешь – сплошь бенефисные истории. За колоритными цыганами и гостями только успевай следить, перебегая с одного персонажа на другой, но надо оговориться, что сидеть в зрительном зале лучше не далее двенадцатого ряда. Публика амфитеатра на генеральном прогоне жаловалась, что видно и слышно было плохо, особенно, когда герои, то и дело, мелькали за занавесями, разделяющими авансцену и арьерсцену.
На генеральном прогоне спектакля собралась, кажется, вся театральная Москва. Удивительно, но на улице от метро спрашивали лишние билеты, какового явления лично я не наблюдала у Театра Сатиры добрых …дцать лет.
Разбирать спектакль после первого же прогона неправильно, все еще подтянется, соберется, пока еще напрягают некоторые затянутости, но вполне определенно можно сказать, что в этой постановке Сергея Газарова есть, на что посмотреть.
Порадовали отличные актерские работы, прежде всего – Серебряков в исполнении Юрия Васильева, который, как ни удивительно, за сорок шесть лет служения в театре Сатиры впервые встретился с Чеховым. Совершенно отвратную личность представляет собой профессор Серебряков. В раскрытии образа Васильеву хватило и мягкого юмора, и язвительной сатиры. Яркий типаж чванливого себялюбца, неумного эгоцентриста, желчного ворчливого «мнимого больного» – чего стоит одна сцена с днем рождения, в которой опоздавший на целый час Серебряков отодвигает от праздничного стола свое кресло и брезгливо достает из кармана личные столовые приборы, а онемевшие гости вскакивают и покорно переставляют столы. Серебряковы нисколько не сомневаются в том, что мир вертится вокруг них, для этого только он и создан.
Что-то новое обнаружилось в Войницком – такого агрессивного "дядю Ваню", то есть дядю Жоржа (Федор Лавров), я себе даже не представляла. Дядя Жорж, конечно, влюблен в Елену Андреевну (Александра Мареева), но и ненавидит ее тоже страстно, какие молнии-взгляды он в нее мечет. Профессор бесит Войницкого не только каждым словом, но и любым жестом - паразитическим, по убеждению Войницкого существованием. С доктором Жорж воюет, стремясь на каждом шагу оскорбить, принизить значение персоны, которой восторгаются восхищенные барышни. Астров (Сергей Шнырев) борется за сохранение природы, а Войницкий пародирует его пафос и, в буквальном смысле, борется (дерется) с Астровым.
Молодая жена профессора (Елена Андреевна – Александра Мареева) отлично сознает свою привлекательность и напропалую флиртует со всеми мужчинами. При этом она не позволяет себе радоваться жизни (возможно, назло еще кому-то), «приковав» себя к дряхлеющему Серебрякову. Ей плохо, так пусть будет плохо всем. После гибели дяди Жоржа Елена Андреевна срывается с цепи, сбегает к цыганам, но почему-то возвращается в осточертевший дом, где ее ждут стенания капризного мужа.
Актриса Ангелина Стречина сыграла самую очаровательную Соню из всех, каких я только видела. Ее героиня влюблена в доктора, с искренним обожанием обводит взглядом его фигуру от лысеющей макушки до запыленных ботинок. Она настолько умна и хороша, что поневоле сомневаешься в способности доктора, несмотря на всю его любовь к природе, ценить прекрасное. В Соню влюблен без памяти наивный и юный Желтухин, но ей – не пара.
Запомнилась актриса Надежда Филиппова в роли сестры Желтухина Юли – "ах, Юля, Юля, Юля", пусть не слишком образованная и далекая, не наделенная особыми талантами, но обладающая бесценным даром беззаветной любви. Своему брату она – и мать, и бабушка, и нянька. Как же трогательна она в своих бесконечных заботах о его счастье и благе.
Хорош персонаж Федора Ивановича в исполнении Игоря Лагутина – гуляка и выпивоха, задира и бабник. Как смешон, навязчив и прост (та простота, что хуже воровства) Федор Орловский в своих претенциозных ухаживаниях за Еленой Андреевной. С его выходом связано несколько уморительных мизансцен, как и с появлением Ильи Дядина (Кирилл Анисимов). Эти два героя неизменно развлекают и смешат публику. Первый – неуместной назойливостью и горячностью, второй – неуклюжестью и стремлением везде вставить свои «две копейки».
Старая гвардия в этой постановке тоже не подкачала. Иван Орловский (Сергей Серов) – чрезвычайно симпатичный и уютный персонаж, не зря Соня и Юля ласково обращаются к нему – «крестненький», а Марья Войницкая (Нина Корниенко) – трогательная кроткая женщина, несчастная мать жестокого (и по отношению к ней тоже) Жоржа. Как горько ей сознавать, что сын не нашел себе места на этой земле, что он мучается и мучает, терзается и терзает.
Режиссер по пластике Сергей Землянский в который раз творит чудеса. Артисты у него лихо отплясывают цыганочку, смело вскакивают на столы, смачно дерутся и затейливо вытанцовывают, демонстрируя всю палитру отношений в танце.
Очень надеюсь, что спектакль подберется, исчезнут длинноты и некоторые излишества (например, в виде группового снимка в финале), и займет достойное место в московском театральном репертуаре.