БЛЕСТЯЩАЯ РОМАНТИЧЕСКАЯ РУССКАЯ ИСТОРИЯ
В череде мюзиклов особое место сегодня занял «Граф Орлов». Это – не копия успешных западных проектов и даже не «оригинальная версия спектакля», а по-настоящему новый спектакль, которого не существовало в театральном мире, пока поэт и драматург Юлий Ким не написал либретто, взяв за основу один из многочисленных исторических фактов борьбы за российский царский престол.
Мировая история многозначна и непоследовательна, а особенно русская, которая с каждым учебником переписывается заново. Исторические факты вообще могут неожиданно исчезать и появляться, поскольку во все времена всецело зависят от воли свидетелей и переписчиков. Потому литераторам, пишущим исторические романы, иногда доверяешь больше, чем ученым-историкам, ведь хороший писатель пишет сердцем, а «умом Россию не понять», об этом все помнят.
Либретто Юлия Кима об истории любви и предательства, и лишь потом – об истории борьбы за власть, и именно это особенно трогает публику. Так хочется верить, что и у чиновников (а граф Орлов таковым и являлся в момент встречи с «Елизаветой»), есть что-то человеческое, что и среди них встречаются настоящие мужчины. Романтические французы часто восклицают: «Cherchez la femme», и хочется верить, что в любой истории замешана любовь, а не скучная борьба за деньги и власть.
Граф Алексей Орлов, утративший былое влияние при дворе Екатерины Второй, несмотря на то, что лично способствовал ее восхождению на трон и дальнейшему возвеличиванию, скучает в почетной ссылке в Италии. Судьба, предсказанная цыганкой, предоставляет ему встречу с прекрасной молодой женщиной, называющей себя внучкой Петра Великого. Самозванкой была Елизавета или нет, никем не доказано до сих пор, но оскорбленный царский фаворит решается на жесткую интригу: припугнуть Екатерину возможным лишением трона, а затем доказать свою преданность, пленив (во всех смыслах) ее соперницу.
Главное во всей истории, что делает мюзикл незабываемым, это, конечно, любовь, пронзившая сердца Алексея Орлова и Елизаветы, давшая ей - силы идти до конца, а его лишившая смысла жизни, несмотря на положение в обществе, богатство и прочее. Любовь заставляет заматеревшего в боях и интригах Орлова испытывать сильнейшие угрызения совести, о существовании которой он мог бы не знать до конца своих дней. А совесть – то, что отличает человека от животного, то без чего человечество давно бы кончилось.
Разумеется, этот мюзикл не состоялся бы без музыки, которую написал композитор Роман Игнатьев, особенно удались ему трио и квартеты, звучащие в самые кульминационные моменты, когда публика, затаив дыхание, ловит каждое пропетое слово, и надо отдать должное артистам: каждое слово слышно и внятно.
В «Графе Орлове» три состава. Я видела два и пойду непременно на третий, поскольку с каждым составом история звучит иначе. Во-первых, совершенно разные царицы: Екатерина Гусева представляет разочарованную своей женской долей, но все еще жаждущую любви властную особу, а Лика Рулла – непреклонную обладательницу скипетра, превыше всего ставящую свою царскую волю. Во-вторых, Елизаветы: Теона Дольникова при всей страстной влюбленности в Алексея Орлова ни на миг не забывает, что она внучка Великого Петра, а Елизавета Аглаи Шиловской – хрупкая девушка, переносящая муки заточения и сохраняющая свое достоинство лишь благодаря любви, и отказывается она от спасения только потому, что любимый предал.
Хочется назвать запомнившихся и впечатливших своей игрой и вокалом Игоря Балалаева (граф Орлов), Александра Голубева (князь Радзивилл), Сергея Ли (Доманский), Владислава Кирюхина (Иван), Карине Асирян (цыганка).
Разные рисунки ролей и у остальных героев, потому интересно посмотреть всех.
Невозможно не отметить замечательную конструкцию, которую сотворил на сцене художник Вячеслав Окунев: вращаясь на сценическом круге, она мгновенно оборачивается то кораблем, то крепостной Петропавловской стеной, то царскими палатами. Немало этим превращениям способствует удивительный свет художника по свету Глеба Фильштинского. Радует глаз каждая смена костюмов, их уместность и красота. Чувствуется, что продюсеры подошли к проекту с душой и вложились немало.
Мюзикл «Граф Орлов» удивительно красив и профессионально скроен. В немалой степени это - заслуга артистов балета (хореограф Ирина Корнеева) и поющего ансамбля (режиссер-постановщик Алина Чевик).
«Нет ничего прекраснее любви» - поется в финальной песне, и звучат долгие овации в благодарность создателям мюзикла за переполняющие душу эмоции.