Спектакль Дениса Хусниярова «Сестры и братья» по повести писательницы и журналистки Веры Пановой «Спутники» (известной широкому зрителю по художественному фильму «На всю оставшуюся жизнь» режиссера Петра Фоменко) рассказывает о поезде милосердия, курсирующем четыре года по дорогам войны и эвакуирующем с фронта раненых.
«Наш спектакль не о войне, а о людях в предлагаемых обстоятельствах войны, которых вроде и не видно, но они спасают, утешают, делают всю тихую работу, без которых вся эта война невозможна. Мне хотелось посмотреть на такое невыносимое событие, как война, взглядом людей, которые не воюют, но продляют мир. В повести Пановой вообще нет смертей, кроме одной, она – про жизнь, про судьбы людей в перевернутом мире. В нашем названии «Сестры и братья», конечно, есть перекличка со знаменитыми «Братьями и сестрами» Льва Додина, но в первую очередь это прямое обращение к сестрам милосердия, братству людей», - говорит режиссер спектакля.
Художники Александр Мохов и Мария Лукка (лауреаты «Золотой маски»-2022) погрузили сцену в бледно-серый цвет пыли, гипса, раскопок. Все герои спектакля, точно археологи, бережно очищают кисточками найденные фрагменты скульптуры, которая к финалу собирается в фигуру человека - безымянного солдата, очевидца и участника войны.
«Образ археологов, очищающих артефакты от всего лишнего, наносного, родился у нас от желания представить наш спектакль не как рассказ о войне, а как попытку исследования того времени, которое все из нас знают по учебникам и фильмам, а они, в свою очередь, тоже не до конца достоверны и документальны, часто излишне романтизированы и героизированы, с односторонним взглядом. Мне кажется, рассуждать о войне надо с точки зрения исследования, работы памяти, а также понимания, что и с той, и с другой стороны – люди, у которых была семья, дом, родители, нормальная жизнь, и которые вдруг почему-то вынуждены стрелять друг в друга. А исследования всегда подразумевают доставания фактов, артефактов, прямых свидетельств. В нашем спектакле есть, например, фрагменты хроники из музея в Димитровграде. Это описания фотографий и диафильмов – сами негативы утрачены, а описания сохранились, - рассказывает Денис Хуснияров. – Мы искали ту золотую середину между театральной условностью и ощущением подлинности, поняв, что ни киношная псевдодокументальность, ни отстраненная декламация не подходит для этого спектакля, где мы приоткрываем дверь в другой мир, пр-глашаем заглянуть вместе с нами зрителей, но полностью туда не заходим».
В ролях: Сергей Трифонов (Данилов), Василий Уриевский (Доктор Белов), Игорь Ларин (Доктор Супругов), Маргарита Радциг / Марфа Кольцова (Фаина), Галина Володина (Юлия Дмитриевна), Юлия Стожарова (Лена), Никита Лучихин (Крестьянин), Роман Колотухин (Моряк), Алексей Финаев-Николотов (Офицер).