Под крылом «Другого театра» о чем-то "поет" на радость зрителям чудесный коллектив. Очень редко, но "Пленных духов" можно подловить на какой-нибудь независимой сценической площадке. А начиналось все так: пятнадцать лет назад режиссер Владимир Агеев вдохновился новой пьесой братьев Пресняковых, которую ему принесла актриса Ольга Лапшина. Агеев собрал команду и поставил спектакль «Пленные духи». К сожалению, режиссер Владимир Агеев ушел, но осталось его талантливое детище, опекаемое старыми друзьями. Спектакль обретает с каждым показом все новых и новых поклонников, которые приходят смотреть снова и снова. Спектакль так мастерски сшит, что дружной команде артистов, чтобы сыграть «Пленных духов», важно лишь собраться вместе, ведь все они заняты в разных театрах и многочисленных проектах и совпасть по времени бывает затруднительно.
«Пленные духи» - забавная стряпня драматургов Пресняковых, литературный анекдот, не претендующий на историческую правду и документальность, но вполне имеющий право на существование, подобно знаменитым опусам Даниила Хармса. Эпатаж обычно вызывает у современников некое отторжение, но в случае со спектаклем Владимира Агеева этого не произошло. Шуточная история знакомства знаменитых поэтов Александра Блока и Андрея Белого друг с другом и с Дмитрием Ивановичем Менделеевым на сцене выглядит озорно, при этом, вполне деликатно. В программке спектакля исторические фамилии не значатся, лишь реальные имена или даже просто: юноша, женщина, мужчина. Интеллигентно валять дурака – высший пилотаж, и публика благодарно ловит намеки, смакует ассоциации, наслаждается пародиями. По ходу действия смех в зале безостановочно нарастает, ведь героев спектакля без улыбки лицезреть невозможно.
Юноша Александр (Артем Смола) похож на застенчивого грустного клоуна. Он так гордился своим именем, что даже стихи начал писать, полагая, что Маменька (Ольга Лапшина) назвала его в честь Пушкина. Оказывается, она лишь хотела досадить мужу – этому самовлюбленному в собственное имя нарциссу. Для вдохновения новому Поэту требовалось нечто возвышенное: вот и привиделась Прекрасная Дама. Дама может быть только таинственной Незнакомкой, так что маменьке, несмотря на все старание и желание, стать музой не удалось. Актриса Ольга Лапшина – матерая клоунесса, в «Пленных духах» режиссер разрешил ей порезвиться вволю, и надо видеть, что вытворяет на сцене ее героиня.
Что касается Анатолия Белого, выступившего в роли Андрея Белого - я раньше и не представляла, что появление кентавра может быть столь конкретным и смешным, не предполагала, что серьезный драматический артист может так самозабвенно, комично и затейливо галопировать по сцене, увлекая за собой всех присутствующих, включая вдумчивого дворового работника Сеню (Григорий Данцигер). Если «Юноша (Блок)» - белый клоун, то «Мужчина (Белый)» - стопроцентно рыжий.
Радостно воспринимая окружающий мир, покрывая огромными прыжками все пространство (режиссер по сценическому движению Елена Каралашвили), Андрей Белый, он же - Борис Бугаев (он же – Анатолий Белый), самовольно командует парадом, перетягивая внимание на себя. Легко убедив присутствующих, что кентавры имеют право на существование, как и «Руслан и Людмила», что отрицать невозможно, он несется лично знакомиться с источником вдохновения Александра, недавно признанным поэтическим гением России.
Прекрасная Дама (Дарья Екамасова) – дочь Дмитрия Ивановича Менделеева, заключенная в прозрачный аквариум, подобно спящей царевне, ждет пробуждающего поцелуя «спасителя». Хотя на Любови Дмитриевне белый воздушный костюм с парашютными ремнями, существо она - вполне земное, жаждущее большой и чистой любви. «Вы – Свет, Вселенная, к Вам прикоснуться нельзя…», - водружает на пьедестал свою Даму юноша со взором горящим. «Отчего же? Прикоснитесь!». - возражает Люба, очень желая этого. «Нет, нет, тогда я не смогу писать стихи…», - чуть не плачет Александр.
Зато хитрый Борис Бугаев вовсе не исключает «бытового употребления» источника вдохновения. В реальной жизни так и было: Любовь Дмитриевна Менделеева страдала от того, что Александр Блок, став ее мужем, упорно не желал видеть в ней просто женщину, а делал из нее недоступное Божество, зато с Андреем Белым у нее впоследствии сложился мучительный роман.
Практичный великий химик Дмитрий Иванович (Алексей Багдасаров) далекий от всяких божественных теорий, с удовольствием занимался не только наукой, но и полезным делом. В спектакле он успешно использует свою "простаивающую в девках" дочь в качестве рабочей силы: они денно и нощно клепают кожаные чемоданы. Неукротимо размахивая огромными ножницами, Дмитрий Иванович командует Любой и Федей (Григорий Данцигер).
Режиссер Владимир Агеев сразу придумал, что разных персонажей пьесы - слугу Блока Сеню и слугу Менделеева Федю будет играть один и тот же артист (Григорий Данцигер). По садам Шахматово Сеня разгуливает по усадьбе в белых одеждах, временно представляя для поэта Прекрасную Даму, вдохновляющую робкого юношу. В лаборатории Дмитрия Ивановича Федя колдует над колбами, а затем, нанюхавшись паров, пускается в странный заторможенный пляс. Андрей Белый, глядя на это, пафосно нарекает Федю символом России: «Он же все выражает в танце, а как народ танцует, так он и живет…».
Спектакль длится два часа, доставляя удовольствие как самим участникам, так и зрителям. Заметно, что артисты прямо-таки упиваются полученной возможностью оторваться и похулиганить. В финале Белый всем организует "смерть понарошку", и артисты кидаются на пол, повторяя мизансцену несколько раз подряд под бурное одобрение зала.
К этому зрелищу (я имею в виду спектакль) можно относиться по-разному, но если вы отнесетесь к происходящему с юмором, то удовольствие получите максимальное.
фотографии Полины Королевой
спектакль пленные духи, артист Анатолий Белый в роли Андрея Белого, актриса Ольга Лапшина, артист Алексей Багдасаров, артист Григорий Данцигер