Пьесу-монолог «Мама» молодого драматурга Аси Волошиной режиссер Владимир Панков обратил в полную и объемную женскую энциклопедию, в которой всё, что волнует женщин всех возрастов от девочек до бабушек. Для такого превращения у главного режиссера ЦДР есть все: дивные актрисы и хорошая музыка, настоящий оркестр и неуемная фантазия, а главное, любовь к общему делу всей его театральной команды от технического персонала и художников до администраторов и барменов.
На спектакль зрителей настраивают еще в буфете, когда на столиках вместо скатертей они обнаруживают пожелтевшие листки с пронзительным тонким почерком. Сердце щемит, когда читаешь последнее письмо умирающей Мамы, которое она завещает вручить своей маленькой дочке на 28-летие. Борясь со смертельной болезнью, Мама Настя из последних сил пишет девочке Олечке несколько писем, чтобы та получала их по одному - на каждый день рождения.
Мама – главное слово для любого человека и взаимная безусловная любовь. Человеческий детеныш дольше иных млекопитающих нуждается в маме. Разлука с близким человеком – большое горе, смерть же – горе непоправимое. Драматург Ася Волошина рассказала историю-монолог взросления осиротевшего юного создания, а режиссер Владимир Панков пересмотрел этот сюжет в разных временных пластах. У Панкова есть такая машина времени, которая позволяет зрителям побывать вместе с героями в настоящем, прошлом и будущем.
Взрослую Олю, маму Настю и бабушек представляют: Анастасия Сычева, Елена Яковлева и Людмила Гаврилова. Девочку Олю проживает на сцене театра ЦДР чудесная Майя Бурыгина – трогательный ангел со светлыми пушистыми косичками (и где только выращивают таких детей?).
Два часа сценического действия проходят волнующе разнообразно: от трепетного личностного включения актрисами в происходящее до некой заданной отстраненности, во время которой происходит процесс активной зрительской рефлексии.
В этом женском мире умных девочек, сильных мам и яростно политизированных бабушек мужчины – слабое звено. Слабое, то есть, недееспособное, но достаточно агрессивное, чтобы успеть попортить девочке Оле жизнь. Насилие в парке – сцена жуткая, но страшнее - циничное признание ее родного отца в изменах ее родной матери: «Мужчины хотят и должны иметь все, что движется…».
Даже живым, присутствующим в качестве постоянных советников мамам не часто удается уберечь свое дитятко от разочарований, наступания на те же грабли. Как же больно и тревожно уходящей из жизни в 28 лет Маме Насте уповать лишь на письма, как на охранные грамоты: «Пока ты живешь, я тоже живу…».
Могло случиться и случилось всякое, но, пройдя через все, поддерживаемая мамиными охранными грамотами девочка Оля все же научится быть счастливой, и родится на свет новая девочка Настя, значит мама будет жить еще долго-долго...
Пусть пьеса молодого драматурга грешит местами банальностями, а спектакль - некоторыми длиннотами, зрители покидают театр просветленными. И долго звучит в ушах песня рок-группы «Крематорий»: «Песочный город, построенный мной, давным-давно смыт волной, мой взгляд похож на твой: в нем ничего кроме снов и забытого счастья…».
Музыкантам - большой респект, артистам - низкий поклон, режиссеру - нашу любовь и поддержку во всех начинаниях!
фотографии Галины Фесенко
материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 10 за 2018 год