А Коля против…

Пьеса Сергея Давыдова «Коля против всех» - монолог взвинченного подростка, которого так достали, что он собственными руками отрезал (в буквальном смысле) путь к своей главной мечте. Монолог написан лихо (хотя есть и нестыковки) и поставлен здорово, так что прощаешь досадные мелочи. Молодой режиссер Юлиана Лайкова превратила монолог в  полноценное действо с колоритными персонажами, вышедшими на сцену прямо из Колиных воспоминаний. Повзрослевший  Коля (Виктор Маминов) вспоминает и рассказывает, а пацан (Олег Леонтьев), молча,  действует, и оба они – замечательные, живые, настоящие. За обоих переживаешь, а это, в общем-то, главное, ради чего люди ходят в театр. Эмоций на этом спектакле  – полный спектр: успеваешь смеяться, ужасаться, грустить, задумываться, напрягаться, восхищаться, любить и ненавидеть. Коля, как любой подросток, категоричен в суждениях, но зритель целиком на его стороне и тоже «против всех», за малым исключением.

Юлиана Лайкова, артисты ЦДР, художники по гриму, костюмам, звуку и свету изобразили незабываемую колоритную картину Колиного детства. В трагикомических эпизодах  из  школьной жизни каждый зритель непременно увидит себя или знакомых. Одноклассники Коли (Иван Гребенщиков, Александр Занин) и учителя (Юлия Учиткина, Любовь Томилова, Юрий Оборотов) – карикатурны и узнаваемы.  Их  «крысиные рожи» (по определению Коли)  и отвратительные голоса (браво, звукорежиссеры) станут яркой иллюстрацией того, почему Коля оказывается против всех.

Коля Мельников держится особняком, отстаивая свою индивидуальность, и у школы, стремящейся подогнать всех учеников под единый стандарт, от него одни проблемы. Как же хочется, чтобы у них стало еще больше проблем. Коля жесток в своих суждениях, как, бывает, жестока неотлакированная правда. Коле сильно достается не только в школе, но и дома. Дома даже страшнее - бабушка – зомби (незабываемый образ создает Елена Соловьева), надвигающаяся на Колю с диким грохотом и заполняющая все пространство агрессивной любовью.  Это монструозное существо вливает в  тщедушного несчастного Колю отвратный суп, нечеловечески орет и ненавидит Колину маму. Вдобавок, «наступает на горло» любой «песне» банальной  присказкой: «Много хочешь, мало получишь…».

Остановить или заткнуть ее невозможно, можно только убить (такая мысль мелькнула не только у Коли, но и у меня тоже), но вдруг ее неожиданное откровение про собственное сиротское детство вызывает такую жалость, что в этот момент начинаешь понимать, почему  она выросла «монстром», так и не научившимся любить человеком. Коля бабушку, то ненавидит, то любит, и чувства эти глубоки и неоднозначны.

Все артисты мастерски обыгрывают своих героев. Смешные до ужаса и страшные до смешного -  учитель литературы (Юлия Учиткина), учитель музыки (Любовь Томилова), учитель физкультуры (Юрий Оборотов). У  каждого  - свой сольный выход, доставляющий публике  особую зрительскую радость.

Бедному Коле никуда от них не скрыться, остается лишь из последних сил бороться за выживание. Хорошо, что в его жизни существуют мама (Елена Лабутина) и одноклассница Ира (кукла и актриса Ами Амер), своей любовью  удерживающие мальчика от роковых шагов.

Мама, правда, постоянно в отъезде, но часто является Коле во сне с чудесным самолетиком в руках. Она – красивая и добрая, и верит, что Коля станет великим музыкантом, ведь «отыграть в десять лет «Музыкальные моменты» Рахманинова – многое обещает…». Наперекор бабушке, мама призывает Колю ставить перед собой только великие цели.

Иру в спектакле представляет чудесная кукла с нежным выразительным лицом (художник Юлиана Лайкова). Коля с  Ирой – «одной породы»: с третьего класса мечтали дружить со всеми, всех любить, но это оказывается невозможным. Злые учителя, бессердечные и тупые одноклассники, невежественная и неадекватная бабушка – куда бежать хрупким  незащищенным подросткам?  Разве что, к четырнадцатилетнему шизофренику Гарри (Алексей Лысенко), который учит Колю пить и курить, зато умеет слушать, как настоящий друг.  «И, если все шизофреники такие, пусть их будет, как можно больше», - говорит себе Коля.

Стильная черно-белая сценография (художник Юлиана Лайкова) и остроумные оригинальные костюмы (Хетаг Цаболов) усиливают  феерическое впечатление от спектакля.  Кажется, не так уж много задействовано предметов – пианино, стол и стулья (я не считаю выложенных на авансцену бытовых мелочей, которые видно только зрителям первых рядов), а глаза разбегаются: сколько придумано входов, заходов  и выходов, и как здорово выдержан темп. В зале полно молодежи, публика живо реагирует, ловит каждое слово, отмечает детали, разбирает психологические нюансы. 

На «Колю против всех» непременно нужно вести старших школьников – именно на таких спектаклях  они научатся любить Театр и сопереживать чужим судьбам.

 

фотографии предоставлены пресс-службой театра ЦДР

спектакль КОЛЯ ПРОТИВ ВСЕХ - Театр ЦДР, пьеса Сергея Давыдова
режиссер Юлиана Лайкова, артисты Виктор Маминов, Олег Леонтьев, Юлия Учиткина, Любовь Томилова, Юрий Оборотов, Елена Соловьева, Ами Амер, Елена Лабутина, Алексей Лысенко, художник Хетаг Цаболов

материал опубликован в декабрьском журнале "Театральный мир"