Мобильная Академия театрального образования

Фестиваль театров малых городов России отличается от многочисленных  театральных фестивалей не только сильной конкурсной программой, отобранной экспертным советом - он привлекателен также образовательной и  внеконкурсной программами. Благодаря обширной образовательной программе, ФТМГР  с каждым годом все больше напоминает мобильную (передвижную) Академию образования. Одним из важнейших достоинств фестиваля, как подчеркнул художественный руководитель ФТМГР Евгений Миронов, является то, каждый год он проходит в новом регионе, и участники могут знакомиться с новым городом, а жители имеют возможность попасть на спектакли театров из дальних регионов, до которых они бы самостоятельно никогда не добрались. Министр культуры и архивного дела Коми Марина Бурмистрова назвала ФТМГР – «шагающим фестивалем»: «Благодаря XXIIФТМГР- 2025, город Сыктывкар на целую  неделю стал «театральной  столицей России…».

Художественный  руководитель  государственного Театра Наций и Фестиваля театров малых городов России, народный артист РФ Евгений Миронов отметил еще одну важную особенность: «Главное отличие нашего фестиваля от других в том, что все участники присутствуют на фестивале всю неделю, и большая гордость для меня наблюдать,  как  наш фестиваль постепенно, год от года,  растёт. Начиналось всё с материальной помощи забытым театрам в малых городах, теперь же, благодаря нашим  лабораториям и фестивалям, о театрах малых городов знают все, а молодые  режиссёры, когда - то начинавшие у нас в лабораториях, становятся известными и востребованными ведущими столичными  театрами…».  Евгений Витальевич поблагодарил Министерство культуры Российской Федерации,  которое «поддерживает, и, надеюсь, будет поддерживать наш фестиваль своими ресурсами...», также художественный руководитель ФТМГР выразил признательность партнёру Сберу, который «второй год несет на своих плечах часть затрат»: «Фестиваль театров малых городов России — одно из приоритетных направлений деятельности Театра Наций и одно из важнейших событий культурной жизни. Уже больше 30 лет фестиваль объединяет театральные коллективы из разных уголков нашей страны, меняя представление о возможностях региональных театров. Особенно ценно, что фестиваль не просто отбирает лучшие постановки, но и создаёт уникальную образовательную платформу. Целую неделю профессионалы театрального искусства — актёры, режиссёры, технические работники — могут смотреть спектакли коллег, учиться новому, обмениваться опытом, развиваться в своём мастерстве. Приятно осознавать, что сегодня Фестиваль театров малых городов России — это не просто конкурс, а большая семья, где каждый находит поддержку, вдохновение и возможность для роста. Для меня особенно важно, что всё это происходит под эгидой Театра Наций, при поддержке Министерства культуры РФ и Правительства Республики Коми, что гарантирует высочайший уровень организации и оценки представленных работ».

Подробнее о программах ФТМГР - Елена Носова, куратор  Федеральной программы по поддержке театров малых городов России Государственного  театра Наций: «Фестиваль театров малых городов России - часть большой Федеральной программы, которую реализует Театр Наций  при поддержке Министерства культуры РФ. В программу также входит приезд спектаклей-победителей Фестиваля в Москву и показ на сцене Театра Наций; третья составляющая Федеральной программы -  выездные творческие Лаборатории. Уникальность Фестиваля заключается в том, что творческим группам театров предоставляется возможность оставаться в течение всего Фестиваля, смотреть работы друг друга, участвовать в программах Фестиваля. В Театр Наций, было прислано около 200 заявок. В результате, в конкурсную программу Фестиваля, Экспертный совет отобрал 15 спектаклей большой и малой формы. Компетентное, профессиональное  жюри, во главе с режиссёром, художественным руководителем Пермского академического Театра-Театра Борисом Мильграмом определило спектакли-победители большой и малой формы. Фестиваль включает в себя конкурсную, образовательную, внеконкурсную программы .При формировании образовательной и внеконкурсной  программ мне хотелось учесть интересы всех участников Фестиваля. В этом году, для всего потока, в рамках культурно-просветительской программы организованы творческие встречи с признанными  деятелями искусств. Несмотря на свою колоссальную занятость, с участниками и гостями XXII ФТМГР, с жителями Сыктывкара провели встречи Евгений Миронов, Андрей Меркурьев, Андрей Кольцов,  Борис Мильграм. Первый блок образовательной программы - для артистов: это профильные дисциплины по сценической речи, сценическому движению, мастерству актера. Для руководителей, режиссеров, художников, руководителей литературно-драматургической части, технических специалистов представлен лекционный блок. Авторитетные педагоги из творческих Вузов Москвы и Санкт-Петербурга, а также ведущие специалисты из флагманских Вузов страны - МГУ, МГИМО, СПбГУ, ВШЭ  были представлены в лекционном разделе. Во внеконкурсную программу вошли три гостевых спектакля. Была сформирована специальная программа кино. Для участников Фестиваля были организованы обзорные экскурсии  с посещением Национального музея Республики Коми, художественной галереи, этнопарка и других достопримечательностей».

Образовательная программа  фестиваля

Мастер-классы для артистов проводили высококвалифицированные педагоги лучших театральных ВУЗов страны:

–  Маргарита Радциг, ведущая актриса московского Театра на Таганке (Москва), доцент кафедры сценической речи Театрального института им. Щукина, международный тренер Школы ораторского искусства МГИМО провела двухдневную серию "Комплексного рече-голосового тренинга".

Маргарита Радциг: «Потребность стать педагогом, как я сейчас это понимаю, моя генетическая история, поскольку в моем роду очень много педагогов. С детства я хотела преподавать, даже перешла в конце школьного обучения в педагогическую школу. Однако, там же возникло увлечение театром, и я поняла, что на артистку можно учиться. Интересно, что когда я училась в театральном институте, мне педагоги нескольких кафедр предлагали остаться, но мне хотелось сначала реализоваться актёрски, а вот, когда прошло четыре-пять лет, я занялась детскими студиями, потом со взрослыми, и, наконец, мои педагоги вернули меня в альма матер. Я закончила аспирантуру и стала заниматься с актёрами. На сегодняшний день в моем арсенале такое множество актерских техник, что часто мне не хватает времени на занятии, потому что хотелось бы все показать, рассказать. Раньше в театральное училище поступали абитуриенты с хорошими голосами, с поставленным дыханием,  из-за говора могли человека не взять, а сейчас мы имеем дело с разнообразными логопедическими проблемами, поэтому я пошла и окончила курсы логопедов и курсы фониаторов. Вот сейчас у меня на курсе - 30 студентов, 30 говоров и все 30 я должна исправить. Меня часто приглашают театры и фестивали именно с мастер-классами помочь артистам. От  ФТМГР  впечатления у меня - самые замечательные. Я уже всем  друзьям в Москву позвонила,  поделилась  восторгами. Я услышала вчера, как Евгений Витальевич Миронов сказал, что у артистов из малых городов есть, чему поучиться.  Мне тоже показалось, что далеко не все московские театры имеют такой уровень актёрской игры…».

 

Владимир Гончаров, старший преподаватель кафедры пластической выразительности актера Театрального института им. Щукина (Москва) провел во время фестиваля целую серию занятий "по сценическому движению и мастерству актера", по «владению мечом и шпагой», по обучению «этикетным действиям с оружием, приемам защиты и нападения в условиях сценической композиции».

Владимир Гончаров: «Фестивали – они, как дети, вроде бы и одинаковые, и все-таки, каждый по-своему индивидуален, в каждом есть своя изюминка. На одном фестивале открываются новые имена режиссеров, на другом – артисты как-то по-новому открываются. Для меня этот фестиваль – тоже новый опыт, я применяю новые методические приемы. В моих тренингах участвуют как опытные артисты, так и молодые, и даже студенты. Мне нужно быть полезным и тем, и другим, при этом все должно быть одновременно. Я их обучаю, а они мне дают информацию, так происходит полезный обмен опытом. Конечно, всегда на ФТМГР присутствует атмосфера праздника. Невероятно важно профессиональное общение и анализ чужих работ. Даже президент фестиваля Евгений Миронов признался в том, что, просмотрев спектакль, кое-что полезное приобрел в свою актерскую копилку. На своих занятиях я предпочитаю тех, кто живо заинтересован в пополнении своих актерских копилок, тех, кто задает вопросы, остаются после занятий попробовать что-то новое. Есть артисты, которые не первый раз принимают участие в фестивале, они уже идут ко мне целенаправленно, просят помочь в конкретных навыках для каких-то новых ролей…».

 

–  Андрей Толшин: профессор РГИСИ, доктор культурологии, ведущий актер Санкт- Петербургского государственного академического театра комедии им. Акимова представил тему: "Искусство комедии. Маска", показал мастер-класс по работе с маской в комедийном жанре.

Андрей Толшин: «Второй год я принимаю участие в ФТМГР, в этом году меня фестиваль порадовал теплой погодой, интересными спектаклями, прекрасной атмосферой и тем, что мои мастер-классы проходят живее, компактнее. Я тоже учусь работать с людьми, которые приехали из разных мест, и рад, что могу им быть полезен. Я делюсь с артистами новым опытом – производством маски своего лица, на основе слепка, то есть, создание нового образа. Я считаю, что комедию играть сложней, чем трагедию: рассмешить трудней, чем заставить плакать.

Мы используем маску для того, чтобы актер хорошо играл потом без маски, и для искусства преображения. Изучая различные системы преподавания актерского мастерства, я заинтересовался маской. Так получилось, что педагогическую стажировку я проходил в Швеции, в Мальмо, где работал Марио Гонзалес, профессор парижской консерватории. Я прошел у него тренинг по игре с маской. Потом я возил своих студентов в Италию, где, как вы знаете, работают с масками Дель Арте. У нас в стране с масками очень здорово работал Аркадий Исаакович Райкин, который был драматическим актером, но работал в жанре трансформации, где мгновенная смена образов является настоящим трюком. Маска, это – всегда встреча неживой формы с живым лицом артиста, который должен уметь подстроиться…».

–  Елизавета  Навиславская (Санкт-Петербург), хореограф-постановщик, автор программ и преподаватель отделения пластической выразительности и актерского мастерства «Академии танца Бориса Эйфмана», РГИСИ, Школы-Студии Льва Додина, хореограф Федерации фигурного катания, Клуба  Алексея Мишина «Звездный лед». Елизавета занималась с участниками фестиваля и студентами сыктывкарского Колледжа Культуры пластическим тренингом по «инстинктивному восприятию звука через тело артиста».

Елизавета Навиславская: «Над телом надо работать, конечно, годами, но есть вещи, которые можно объяснить человеку, артисту, один раз в жизни, и это будет очень полезной прививкой, и дальше все, чтобы они ни делал, будет органично и приятно глазу. Знаете, когда в организме вырабатываются необходимые антитела, вот, наверное, здесь также выработаются какие-то новые антитела, которые будут поводом для искусства. Есть принцип удлинения тела, есть принцип единства человеческого тела, инстинктивного восприятия звука и изучение себя. То есть, если артист изучил свое тело, то он всегда на сцене будет в пластике выглядеть занимательно, наполнено и выразительно. Я впервые принимаю участие в ФТМГР, и то, что я здесь испытала, я бы назвала «удар искусством», потому что здесь такое насыщенное время – и классы, и лекции, и показы спектаклей, и обсуждения, практически, некогда вздохнуть даже мне, и я не представляю, как участники успевают все это впитывать. Некоторые спектакли большой формы произвели на меня здесь неизгладимое впечатление. Я успела посмотреть «Слово о полку Игореве» и «Ночь. Затмение» - это впечатляющие работы с точки зрения режиссуры, сценографии, пластики. Это повод задуматься, куда двигаться дальше и мне. Желаю всем и себе сил и энергии для реализации новых проектов!».

–   Людмила Бояринова-Морозова (Санкт-Петербург), актриса театра и кино, педагог по сценической речи и мастерству актера. В Сыктывкаре Людмила Бояринова провела несколько мастер-классов, посвященных техникам дыхания, акцентируя внимание на взаимосвязи дыхания, голоса и речи, поработала с артистами над сценической речью, уделив особое внимание выразительности голоса актера.

Людмила Бояринова-Морозова: «ФТМГР – прекрасная пора, когда театры малых городов объединяются, в данном случае – в республике Коми, в приветливом и гостеприимном городе Сыктывкаре, и с радостью продолжают общение, которое на протяжении года происходит на лабораториях, которые проводит театр Наций. Мой предмет – сценическая речь, сейчас артистами не слишком востребован, хотя это - один из главных инструментов выразительности этой профессии. На тренингах мы занимаемся тем, чему учили нас педагоги в институтах, обращаем внимание на исторические моменты формирования языка и на современные нюансы, сравниваем лексику, прислушиваемся к мелодике языка, которая отличается от той, которая была всего пару десятков лет назад. Занимаемся параллельно телесной проявленностью, поскольку тело – также важнейший инструмент артиста, и нам никак нельзя упускать, распускать его…».

Все педагоги в течение фестивальной недели проводили  для участников индивидуальные консультации. В мастер-классах для артистов, участников фестиваля и артистов Сыктывкарских театров, активное участие принимали  также  студенты сыктывкарского колледжа Культуры.

В первый день ФТМГР состоялась творческая встреча-лекция Светланы Бандура, директора Национального музея республики Коми, познакомившей участников фестиваля с документальной романтической историей, связанной со знаменитым писателем Сергеем Довлатовым. Республика Коми стала стартовой площадкой для Довлатова, как для писателя, полюбившегося миллионам читателей.

Светлана Бандура: «Довлатов проходил срочную службу недалеко от  Сыктывкара, в семидесяти километрах от Ухты. Служил Довлатов в «Зоне» до 1963 года. Однажды в газете он увидел фотографию девушки, студентки Коми государственного педагогического института Светланы Меньшиковой. Сергей Довлатов восхитился ее красотой и написал девушке восторженное письмо. Она сначала не хотела отвечать, но мама ей сказала, что молодого солдата обижать нельзя. Так началась их переписка. Через год Довлатова перевели в другую часть, он написал Светлане: «Когда меня отправляли служить в Коми, я считал себя конченым человеком. Ты мне, Меньшикова, спасла жизнь! Этого я тебе никогда не забуду. И обещаю тебе жить так, чтоб ты была счастливой…» Светлане Дмитриевне сейчас - 85 лет. Сохранилось тридцать семь писем, В полном объеме любовной историей назвать это нельзя, у них тогда случился, скорей, эпистолярный роман. После выхода книги «Лялькин город» с письмами Довлатова  в Сыктывкаре прошли театрализованные читки, и состоялся спектакль «Довлатов. Роман особого назначения».

Участников фестиваля мы непременно пригласим в наши музеи.  Национальный музей республики Коми является старейшим на нашей территории. В следующем году музею исполнится 115 лет, фонд богатейший, особенно по традиционной культуре народа Коми. Участники посетят наш Музей этнографии, где они увидят не только предметы быта народов севера, в том числе, археологическую реликвию: фрагмент самой древней в мире лыжи, которой  восемь тысяч лет.

У нас в Сыктывкаре - очень душевные люди. Надеюсь, что все участники фестиваля и наши гости увезут с собой это душевное тепло на добрую память…».

Лекции, творческие встречи и семинары для директоров и художественных руководителей театров, художников, завлитов и технических специалистов.

–  Нана Абдрашитова, театральный художник и сценограф, архитектор выставок, преподаватель Высшей Школы Экономики (Москва).  Нана затронула важные вопросы коммуникации художников в коллективе, рассказала о мультижанровых и междисциплинарных проектах в театре, ответила на вопросы заинтересованной аудитории.

Нана Абдрашитова: «По своему опыту могу сказать, что ФТМГР для малых городов – большое событие. Я очень много сотрудничаю с региональными театрами, много езжу и достаточно хорошо знаю, что происходит с театральной сценографией по стране, потому что я - главный эксперт чемпионата Art-Masters и я знаю, сколько людей вообще интересуется сценографией, меня это поразило, когда я стала этим заниматься. И я знаю,  так сложно получить профильное образование и какие-либо знания, это касается даже людей, которые уже работают в театрах. Для  меня было важно собрать в каком-то объёме ответы на самые интересующие, самые важные вопросы из разных проспектов, таких как трудовые договоры художников, взаимодействие с руководством театра и с творческой командой.

В принципе, возможности театральных художников не заканчиваются сценографией спектаклей, это огромные возможности которые могут выйти и в другие жанры: в концерты, инсталляции, в современное искусство. Сейчас театральные художники - это самая развивающаяся театральная профессия…».

 

–  Евгения Давыденко-Мурахтанова,  теоретик и практик театра,  художественный руководитель Театра на Садовой (Санкт-Петербург), доцент кафедры продюсерства в области исполнительных искусств РГИСИ. предоставила много интересной и полезной информации о цифровизации в театре.

Евгения Давыденко-Мурахтанова: «Проектное управление сегодня открывает для государственных театров массу возможностей, не предусмотренных финансированием по госзаданию и даже самой структурой театров. В рамках проектов можно протестировать гипотезы и варианты решений до внедрения их в процессы театров и, таким образом, легче двигаться к развитию. Причем это работает как в сторону творческих инициатив, так и в сторону совершенствования непростых хозяйственных вопросов. Сегодня существует масса инструментов цифровизации в культуре, постоянно появляются новые программные решения в части электронного документооборота с государством, многие гранты и субсидии подразумевают такой способ. Однако не всегда эти решения для театров легки во внедрении. Сегодня мы поговорили, как это делать проще и с чего начать, а также, какие есть возможности в части автоматизации работы с расписанием и организацией работы художественно-постановочной части…».

–  Андрей Кольцов, основатель и генеральный директор международного артистического агентства GIGZONE, режиссер Театра Мюзикла (Москва) познакомили участников ФТМГР со спецификой работы в разных театральных жанрах.

Андрей Кольцов: «Мне интересно было поговорить с участниками фестиваля на тему мультижанра, его развития, и как это влияет на современную режиссуру сегодня. В театре Мюзикла мы активно развиваем мультижанр, и нам хочется поделиться своим многолетним опытом. Современные шоу невозможно представить без видеоконтента и прогрессивной музыки. На первый план выходит драматургия, сюжет, за которым надо следить. Но максимального впечатления можно достичь лишь балансом составляющих: техника, сценические эффекты, смысл — важно все вместе и каждое в отдельности...           

  Фестиваль театров малых городов стал для меня потрясающим открытием. Сама организация этого фестиваля поразила. Как здорово, что люди тут могут целую неделю делиться своим опытом, и рассказывать, и показывать. А какие потрясающие спектакли мы успели посмотреть! Очень пожалел, что не был раньше, и что не успею увидеть все…».

–  Лина Полонская, технический директор московского Театра Мюзикла,

Соавтор и спикер первого в России образовательного курса, главный эксперт компетенции «стейдж-менеджмент» Академии ARTMASTERS

Лина Полонская: «В нашем мастер-классе особенно заинтересованы артисты, увлеченные своей профессией, которые хотели бы добавить чего-то нового в свои спектакли. Мультижанровые  спектакли предполагают наличие технического обеспечения, и нам бы хотелось не просто красивые истории рассказывать, а поделиться тем, как можно это делать без больших финансовых вливаний, что очень важно для театров малых городов.  Для меня участие в ФТМГР – новый интересный опыт, и я в восторге от театрального сообщества на фестивале. Здесь мы увидели спектакли, сделанные не на потребу публике, а настоящее чистое искусство от души...».

–  Ирина Климовицкая, учёный секретарь Санкт- Петербургского государственного музея театрального и музыкального искусства детализировала руководству и художникам театров -участников аспекты появления театральных музеев, определения статусов музеев при театрах.

Ирина Климовицкая: «Я хочу рассказать участникам фестиваля, директорам, режиссерам, завлитам ,что уже наступило время, когда Театру и Музею снова пора объединиться. В восемнадцатом веке начался первый бум, когда музей проник в театр, чтобы сохранить и приумножить театральное наследие. Во время второго музейного бума, который начался во второй половине двадцатого века, пришло время музею принять, вобрать в себя театр, если он хочет сохранить и приумножить своего зрителя. Дело в том, что произошла определенная смена представления, что такое музей. Музей энциклопедического, Аристотелевского типа отошел в прошлое, и это положение вещей зафиксировали специальные документы. В 1994 году журнал «Музей», официальный орган ЮНЕСКО заявил, что необходимое условие развития Музея – не финансирование, не расширение коллекций, не строительство новых зданий, а теплая атмосфера. В 2014 году Европейская комиссия обратилась ко всем музея мира, заявив, что они должны ставить значение зрителя наравне с коллекциями. Если мы хотим сохранить нашего зрителя, если он для нас также дорог, как и коллекция, то без театра музею не обойтись, нам не жить друг без друга. Театрализация музея протекает по трем направлениям: 1) экспозиция строится по законам драмы, по принципам, которые завещал нам Аристотель: завязка, кульминация, развязка; 2) использование игровых, зрелищных элементов наряду с просветительской экскурсионной работой; 3) сам музей просто становится сценой, где разыгрываются  перфомансы, спектакли, например, у нас в Санкт-Петербурге возник проект: «Театр в Театральном музее», и он насчитывает уже достаточное количество спектаклей и театральных премий…».

–  Ольга Медяник,  кандидат психологических наук, доцент кафедры управления рисками и страхования экономического факультета СПБГУ, эксперт в области управления рисками, нейропсихологии и экономической психологии. Уникальный специалист проконсультировала по самым актуальным проблемам сегодняшнего дня, наглядно объяснила схемы телефонного мошенничества, прочла лекцию о психологии финансового внушения.

Ольга Медяник: «Нам всем очень нужно создать свой протокол финансовой безопасности, куда бы вошли знания и техники, которые используют мошенники разных направлений, то есть, это – и уличное мошенничество, и телефонное, и пр. Мошенники воздействуют на нас визульно, гипнотически, кинестетически. Надо знать про свою реакцию на стресс, поскольку телефонные мошенники специально загоняют нас в состояние стресса, понимать, какие приемы и тактики мы можем применить против воздействий. Мошеннические сценарии многообразны, пишутся сегодня с помощью современных технологий, ИИ – нужно в них разбираться. Я очень благодарна организаторам за  приглашение. Большое спасибо Евгению Миронову, Елене Носовой. Я получила максимальное удовольствие от общения с прекрасными артистами, с критиками, поприсутствоала на образовательных мероприятиях  с замечательные педагогами. Сама с удовольствием сидела как студентка и пыталась учиться актерскому мастерству и работе с маской. То, что я увидела на фестивале – как раз в контексте изучаемой проблемы, и театры вполне могут пользоваться такими технологиями, чтобы лучше воздействовать на зрителя…»

–  Степан Лукьянов |(Москва). Художник, сценограф, дизайнер. Арт-директор Электротеатра Станиславский, заместитель председателя секции плаката и член правления московского союза художников. Преподаватель и куратор Высшей Школы Экономики (ВШЭ) школы дизайна, Один из основателей и арт-директор московского музея дизайна поделился опытом ребрендинга театра, привел примеры театральных афиш, логотипов и веб-сайтов.

Степан Лукьянов: «Аудитория, мне кажется, принимала мой рассказ очень тепло и радушно и, я думаю, не из-за того что я что-то невероятное сообщил, а потому что аудитория радушная и любознательная. Я хотел поделиться опытом создания театральной институции в художественном смысле от ребрендинга до нового репертуара. Мне посчастливилось работать в такой ситуации, когда я сделал логотип театра, в этом же театре делал постановки и делаю афиши. Вот такой целый комплекс  работ, который не каждому художнику удаётся провернуть. И это -  не моя  заслуга, а так удачно сложилась профессиональная жизнь. Я хотел бы рассказать об определенных нюансах, которые только благодаря объёмному полному опыту, можно получить и которым можно поделиться. Некоторые вещи художник понимает только после того, как он несколько лет этим занимался в полном объеме, потому что обычно каждый исполняет свою функцию: один художник делает сценографию, другой – костюмы, и все так в своих пузырях находятся и единой картины не видят из-за того, что каждый сосредоточен на своем.  Я бы с удовольствием поработал в театрах малых городов России, тем более, что я очень люблю российскую провинцию.».

–  Ольга Соловьева (Санкт-Петербург), руководитель отделения театральных технологий Академии танца Бориса Эйфмана, заведующий художественно-постановочной частью Театра эстрады имени Аркадия Райкина, консультант «шоу консалтинг», эксперт компетенции академии ARTMASTERS, креативный директор фестиваля DIGITAL OPERA провела семинар на тему: «Профессиональная адаптация к новому: Роль технологий в исполнительских искусствах», уделила внимание повышению квалификации в сфере культуры и искусств, невозможной без профессиональной адаптации к новому, рассказала о роли технологий в исполнительских искусствах, детально описала «профессиональные траектории  в сфере культуры и искусства, приведя в качестве примера проектной деятельности фестиваль DIGITAL OPERA .

Ольга Соловьева: «Мне показалось, что в этом году участников больше заинтересовала тема новых технологий в театре, видно, за этот год они сами пробовали что-то внедрить, использовать мультимедиа инструмент, видеоконтент в своих постановках. Еще меня порадовал интерес, который вызвала программа среднего профессионального образования. Театры спрашивали про целевое обучение. Полагаю, что совместными усилиями мы это реализуем. Хочу признаться, что такого количества прекрасных спектаклей, который я посмотрела на ФТМГР, я не видела за последние десять лет. И я обратила внимание, что именно театры малых городов часто идут в ногу с современными технологиями, возможно, именно из-за недостатка финансирования им приходится напрягать свою фантазию и быть более креативными…».                                                                                                                

–  Андрей Пронин (Санкт-Петербург). Театральный критик, член жюри, арт-директор Псковского академического театра драмы им. А.С. Пушкина, организационный секретарь ассоциации национальных театров России, для директоров, художественных руководителей, режиссеров, художников, руководителей литературно-драматургической части, технических специалистов подготовил и провел обзор китайской драматургии двадцатого века, переведенной на русский язык: «китайская пьеса для вашего театра».

Андрей Пронин: «В силу неких геополитических причин есть сближение с Китаем, и многие театры стремятся пополнить свой репертуар китайской пьесой, что, в общем, довольно позитивная история, потому что никогда у нас в XX веке, даже несмотря на теплые отношения между нашими странами китайской пьесы не было или было очень мало. Китайская драматургия достаточно интересна, куда более интересна, чем обыватель представляет собой. Китайская пьеса включает в себя и какие-то достижения европейской пьесы, потому что китайские авторы очень серьёзно апроприируют французский постмодернизм и т.д.. Благодаря тому, что я с этой темой оказался в театре связан, возник некий банк переведенных пьес. Так как они у меня собраны в одном месте, то я могу поделиться.  

Про двадцать второй фестиваль малых городов отмечу, что в этом году было много представлено спектаклей про отцов и детей, матерей, дочерей, про передачу наследия, про семейные проблемы… в этом отношении мне таким представилось лицо фестиваля. Хочу пожелать фестивалю продолжаться, развиваться, новые малые города осваивать и покрупнее, чтобы и новые театры приезжали, и старые возвращались. ФТМГР - это действительно уникальный фестиваль именно потому, что здесь есть некое братство. Это не просто приехал, уехал, собрал, разобрал. Здесь люди общаются, знакомятся, и это и есть то, что мы называем театральный мир…».

Внеконкурсная программа

Первого июня 2025  в День Защиты детей Мариупольский республиканский академический ордена «Знак Почёта» русский драматический театр показал. для  участников и гостей фестиваля, а также для жителей  Сыктывкара спектакль-сказку  «Аленький цветочек». 

В этот же день прошли обзорные экскурсии для участников фестиваля, включающие музеи, галереи и прогулки по городу.

В рамках внеконкурсной программы на фестивале была организована специальная ежедневная программа кино в «Центре досуга и кино «Октябрь». 1 июня состоялся некоммерческий показ для участников и гостей видео спектакля Театра Наций «Я не убивала своего мужа» (режиссер-постановщик - Дин Итэн).

Для всех участников фестиваля, в рамках культурно-просветительской программы прошли творческие встречи с признанными  деятелями искусств.

В день открытия ХXII ФТМГР  27 мая в Сыктывкаре художественный  руководитель  государственного Театра Наций и Фестиваля театров малых городов России, народный артист РФ Евгений Миронов провел творческую встречу с участниками фестиваля. в Театре оперы и балета Коми. Основной темой встречи с  артистами Евгений Витальевич выбрал профессию: «В актерском деле важна интуиция, конечно, ее надо уметь слышать, надо уметь слышать свое сердце. Оно помогает делать правильный выбор. Выбор, куда идти, всегда есть, особенно когда артист встает на ноги. Идти, делая несоразмерные шаги, упасть, разбиться, но идти. Почему театр будет всегда? ТВ не будет, интернет станет чипом, профессий не будет, учителей, врачей не будет. Мы скоро сделаем интересное исследование со Сбером для понимания, что нас ждет. Но профессия артиста останется и театр останется. Навсегда. Потому что невозможно роботу сделать чудо, а Смоктуновскому возможно. Я не до конца верю, когда говорят, что можно сгенерировать, сделать персонажа. Не родят они интонацию, жест, они не сделают то, что меня потрясет. Только человек, только талант, который от бога. Я вас поздравляю! Мы занимаемся самым лучшим делом на земле!».

2 июня 2025 года состоялась творческая встреча заслуженного артиста России, заслуженного артиста республики Северная Осетия-Алания Андрея Меркурьева, Лауреата национальной театральной Премии «Золотая Маска», ведущего солиста Большого театра России (2006-2016), солиста Мариинского театра (2001-2006), педагога, балетмейстера, хореографа, с 2020 по 2024г – главного балетмейстера Государственного театра оперы и балета Республики Коми с участниками и гостями ХХII ФТМГР-2025. Участники посмотрели   Документальный фильм (тема балет) «Посвящение педагогу»   режиссёра-постановщика Степана Любимова - картина-оммаж Людмиле Валентиновне Ковалёвой,  педагогу, профессору академии русского балета им. А.Я. Вагановой. В тот же день в Академическом театре оперы и балета Республики Коми участники и гости фестиваля были приглашены на вечер одноактных балетов «ФАНТАЗИИ НА ТЕМУ «КАРМЕН».

Андрей Меркурьев: «Я безумно счастлив, что являюсь частью команды фестиваля, который, к тому же, проходит в моем родном городе. За неделю я просмотрел пятнадцать спектаклей, для меня это – рекорд Книги Гинесса, как это ни смешно, но у меня действительно не было времени ходить по театрам, когда я руководил труппой театра оперы и балета в республике Коми. За фестивальную неделю я получил ощущение счастья, полноценности и гармонии внутри себя. Я начерпал кучу идей из каждого спектакля для своих будущих работ. Меня вдохновила и музыка, и мышление режиссеров. Безусловно, с чем-то я был внутренне не согласен, в чем-то сомневался, с чем-то соглашался, но этот фестиваль меня возродил, заставил вспомнить о собственных крыльях. Часть спектаклей попала мне прямо в душу, перестирала ее, вытряхнула, повесила, высушила и сказала: «А теперь иди с чистой душой, твори!».

Народную артистку России Ольгу Михайловну Остроумову, постоянного члена жюри нескольких ФТМГР, художественный руководитель фестиваля  театров малых городов России, народный артист РФ Евгений Миронов называет талисманом фестиваля.

Ольга Михайловна всегда привносит в обсуждение спектаклей эмоциональную живую ноту. Ольга Михайловна поделилась яркими воспоминаниями о прошлых фестивалях, где на нее большое впечатление произвели: спектакли Глазовского театра с его замечательными артистами, а также спектакли Новокуйбышевского театра и театра из Нягани, \»подтверждающие успешное существование хорошего театра на любых, самых отдаленных территориях нашей страны». Их талантливые спектакли вдохновляют и поддерживают других. На каждом фестивале случаются настоящие открытия: «В этом году таким открытием для меня стал спектакль «ва-ва» из Березников Петра Незлученко. Актёры, особенно, две актрисы, исполняющие две главные роли,  произвели на меня сильное впечатление. Это – настоящий русский театр,  место сопереживания и сочувствия, где рождается эмоциональная связь между зрителем и актёрами. Спектакли, подобные «ва-ва», вызывают внутренние потрясения у зрителей, и они просто необходимы каждой душе. Всё может быть, любой жанр хорош, и эпический театр может быть понятным и прекрасным, вот,  «Слово о полку Игореве» Новокузнецкого театра, допустим, замечательно поставлен. Несмотря на конкурс, я считаю, что все участники фестиваля уже являются победителями: приехать и показать свои спектакли коллегам из разных далёких регионов – уже большая удача. Важно не бояться экспериментировать, пробовать новое, преодолевать застой, а неудачи рассматривать как возможность для роста и понимания...».

В заключительный день фестиваля большом зале Коми республиканской  Академической Филармонии прошла творческая встреча с председателем жюри XXII ФТМГР Борисом  Леонидовичем Мильграмом, художественным руководителем «Пермского академического Театра-Театра».

Борис Мильграм: «Я никогда не был ни в жюри, тем более, председателем, не состоял в экспертных советах, поэтому у меня длительного опыта смотрения спектаклей крайне мало. И этот процесс оказался занятен и интересен, это мне было любопытно. Я всегда понимал, что в нашей стране очень много театров и театров малых городов тоже, и с этим фестивалем я пересекался неоднократно. А сейчас получил огромное удовольствие от того, что увидел классные спектакли. И какие-то спектакли вызвали сильное впечатление, не все, как всегда всё не бывает ровно, зато есть, о чем поговорить, что посмотреть и что привезти в Москву. Мне кажется, значение ФТМГР сродни своей Золотой Маске для театров малых городов. Театры получают мотивацию, они очень хотят быть на этом фестивале и, что важно: участники проводят здесь все дни все вместе. И для  них здесь, помимо общения, смотра и обсуждения спектаклей,  огромная образовательная программа, и особый предмет  гордости победителей конкурса - возможность показать спектакли в Москве, на сцене Театра Наций. Это, прямо, очень хороший фестиваль, о чем я буду и дальше всем рассказывать...».