Евгений Миронов:

«Наш фестиваль театров малых городов делает большое дело…»

6 июня в подмосковной Коломне завершился ХII фестиваль театров малых городов России, художественным руководителем которого является Евгений Миронов – народный артист РФ, художественный руководитель Государственного Театра Наций, член Совета по культуре и искусству при Президенте РФ. Как признался Евгений на торжественном закрытии, фестиваль раз от разу становится все сложнее по части организации, все больше препонов приходится преодолевать, чтобы собрать театры со всей России, но в то же время и отдачи получается все больше. Так что затраченные усилия окупаются с лихвой. К тому же уровень, который показывают театры из небольших городов и поселков подчас ничуть не уступает столичному. На фестивале зрителям часто открываются и настоящие театральные самородки – блестящие актеры и удивительные труппы из совсем крохотных уголков нашей страны. Как выбирается место для проведения очередного фестиваля? Чем дорог фестиваль Театру Наций и лично его худруку? Какой из двенадцати проведенных фестивалей запомнился больше всего? В напряженном графике Евгений Миронов смог выделить время и ответить на все эти вопросы в интервью порталу «Весь театр».


- Ев­ге­ний, по­че­му для про­ве­де­ния XII-го фе­сти­ва­ля была вы­бра­на имен­но Ко­лом­на?

- По­то­му что в про­шлом году пер­вое место за­во­е­вал под­мос­ков­ный театр из го­ро­да Химки «Наш дом», се­год­ня они при­е­ха­ли с новым спек­так­лем. Так что ме­стом про­ве­де­ния фе­сти­ва­ля долж­но было стать имен­но Под­мос­ко­вье, про­сто в Хим­ках его слож­ней про­во­дить, Ко­лом­на по ин­фра­струк­ту­ре боль­ше под­хо­дит, да и хо­те­лось, чтобы участ­ни­ки из дру­гих го­ро­дов на­сла­ди­лись ска­зоч­ной кра­со­той пре­крас­но­го го­ро­да. Гу­бер­на­тор Под­мос­ко­вья Ан­дрей Во­ро­бьев во всем пошел нам нав­стре­чу, от­крыл все двери, а так бы­ва­ет да­ле­ко не все­гда, не все по­ни­ма­ют зна­чи­мость те­ат­ров малых го­ро­дов.

- Чем от­ли­ча­ет­ся жизнь в малых го­ро­дах?

- Тем, что в них на­мно­го слож­нее жить людям, тя­ну­щим­ся к куль­ту­ре. В боль­шом го­ро­де раз­ви­та ин­фра­струк­ту­ра, и у жи­те­лей есть воз­мож­ность вы­бо­ра за­ня­тий по ин­те­ре­сам. Я сам ро­дил­ся в ма­лень­ком го­ро­де Та­ти­ще­во-5 в Са­ра­тов­ской об­ла­сти. У нас был Дом Куль­ту­ры, в ко­то­ром иг­ра­лись спек­так­ли. Если бы я не ходил в ту те­ат­раль­ную сту­дию, то, ко­неч­но, не стал бы ар­ти­стом, но речь не обо мне. В малом го­ро­де че­ло­век ото­рван от кон­тек­ста об­ще­рос­сий­ской куль­ту­ры, я сей­час вы­во­жу ин­тер­нет за скоб­ки и го­во­рю о живом об­ще­нии. В нашей огром­ной стране имен­но малые го­ро­да несут боль­шую от­вет­ствен­ность по вос­пи­та­нию новых по­ко­ле­ний, по куль­тур­но­му оро­ше­нию, что ли, на­се­ле­ния. Жизнь там слож­нее, но зато люди - на­мно­го проще, ду­шев­нее и более от­кры­ты…

- Те­ат­ру в малом го­ро­де слож­нее при­хо­дит­ся?

- Ко­неч­но. Зри­те­лей не так много, так что нужно кру­тить­ся, ста­вить много новых спек­так­лей, чаще об­нов­лять ре­пер­ту­ар. Рань­ше были га­стро­ли за го­су­дар­ствен­ный счет, когда те­ат­ры могли во­зить свои спек­так­ли по рай­о­нам, при этом ко­ли­че­ство зри­те­лей уже ста­но­ви­лось со­вер­шен­но дру­гим. Так что наш фе­сти­валь еще и до­бав­ля­ет те­ат­рам новых зри­те­лей.

- Рос­сия - огром­на, го­ро­дов ты­ся­чи, а участ­ни­ков фе­сти­ва­ля мень­ше два­дца­ти. Как про­хо­дит отбор?

- У нас есть орг­ко­ми­тет фе­сти­ва­ля - люди, ко­то­рые ездят, от­с­мат­ри­ва­ют все спек­так­ли, вы­би­ра­ют луч­шие. На­при­мер, пред­се­да­тель орг­ко­ми­те­та Олег Ло­ев­ский знает на­и­зусть все рос­сий­ские те­ат­ры, каж­до­го ди­рек­то­ра, каж­до­го худру­ка. Но, на самом деле, по­пасть на наш фе­сти­валь очень легко: надо силь­но за­хо­теть. Если не очень высок уро­вень ре­жис­су­ры в своем те­ат­ре, можно при­гла­сить дру­го­го ре­жис­се­ра. Театр Наций несколь­ко раз в году устра­и­ва­ет Се­ми­на­ры-Ла­бо­ра­то­рии в рам­ках Про­грам­мы под­держ­ки те­ат­ров малых го­ро­дов Рос­сии, при­во­зит мо­ло­дых та­лант­ли­вых ре­жис­се­ров, они ста­вят новые спек­так­ли, луч­шие из ко­то­рых тоже могут стать участ­ни­ка­ми фе­сти­ва­лей.

- Есть ли по­сто­ян­ные участ­ни­ки, ко­то­рые из года в год при­ез­жа­ют на фе­сти­валь?

- Да, ко­неч­но. В спис­ке участ­ни­ков есть такие го­ро­да: Про­ко­пьевск, Лы­сь­ва, Ми­ну­синск, Серов. Они уже давно стали те­ат­раль­ны­ми мэт­ра­ми и га­стро­ли­ру­ют по миру, и это - здо­ро­во. Но мы сле­дим за судь­бой всех наших участ­ни­ков…

- От кого или от чего за­ви­сит судь­ба те­ат­ра в самом малом го­ро­де, чтобы о нем узна­ли за его пре­де­ла­ми?

- Пре­жде всего, от ак­тив­но­сти и ха­риз­ма­тич­но­сти те­ат­раль­но­го кол­лек­ти­ва, и в нема­лой сте­пе­ни – от по­ни­ма­ния и под­держ­ки ру­ко­вод­ства ре­ги­о­на, ко­то­рое может по­мочь те­ат­ру хотя бы транс­пор­том, ведь до места про­ве­де­ния фе­сти­ва­ля еще надо до­е­хать. На­при­мер, уни­каль­ное Мо­ты­ги­но - в этот по­се­лок с дру­го­го бе­ре­га Ан­га­ры можно до­брать­ся лишь несколь­ко недель в году. А там - по­тря­са­ю­щий де­ре­вян­ный театр, бе­реж­но хра­ни­мый и лю­би­мый го­ро­дом и под­дер­жи­ва­е­мый рай­он­ной ад­ми­ни­стра­ци­ей, и на его спек­так­ли с удо­воль­стви­ем при­хо­дят зри­те­ли.

- Те­ат­ром Наций уже про­ве­де­но один­на­дцать фе­сти­ва­лей, какой из них вам боль­ше за­пом­нил­ся?

- В про­шлом году в Пя­ти­гор­ске был необык­но­вен­но ин­те­рес­ный, но один из самых слож­ных фе­сти­ва­лей, ко­то­рый мы про­во­ди­ли. Мы сами на­гру­зи­ли себя: кроме те­ат­ров малых го­ро­дов до­ба­вив к фе­сти­ва­лю еще и га­стро­ли мос­ков­ских те­ат­раль­ных кол­лек­ти­вов. Стало по­нят­но, как со­ску­чи­лись жи­те­ли Се­вер­но­го Кав­ка­за по рос­сий­ской куль­ту­ре - они бук­валь­но ло­ма­ли двери в зал, так всем хо­те­лось по­смот­реть спек­так­ли. И мы пра­виль­но сде­ла­ли, что их при­вез­ли, хотя и было очень тя­же­ло...

- Что вы мо­же­те ска­зать о XII-м фе­сти­ва­ле?

- Ну, во-пер­вых, здо­ро­во, что наш фе­сти­валь стал еже­год­ным. Во-вто­рых, на этом фе­сти­ва­ле ор­га­ни­зо­ва­ны не толь­ко ма­стер-клас­сы для ар­ти­стов, но и лек­ции для ру­ко­вод­ства те­ат­ров-участ­ни­ков, чтобы по­мочь им разо­брать­ся в неко­то­рых во­про­сах тру­до­во­го за­ко­но­да­тель­ства, в его новых за­ко­нах, в во­про­сах ав­тор­ско­го права, в тон­ко­стях тех­ни­че­ско­го осна­ще­ния и так далее. Для всех участ­ни­ков фе­сти­ва­ля преду­смот­ре­на вне­кон­курс­ная про­грам­ма: показ до­ку­мен­таль­но­го филь­ма о ра­бо­те все­мир­но из­вест­ных ре­жис­се­ров, пер­фор­манс му­зей­ных те­ат­ров Ко­лом­ны, экс­кур­сии по древ­не­му Крем­лю.

- Какая на­гра­да до­ста­ет­ся по­бе­ди­те­лю фе­сти­ва­ля?

- Те­атр-по­бе­ди­тель при­е­дет со своим спек­так­лем осе­нью в Моск­ву, чтобы по­ка­зать его на сцене Го­су­дар­ствен­но­го Те­ат­ра Наций.

- Ев­ге­ний, чем дорог фе­сти­валь Те­ат­ру Наций и вам лично?

- Для нас чрез­вы­чай­но важно, что малые го­ро­да втя­ги­ва­ют­ся в кон­текст об­ще­рос­сий­ской куль­ту­ры. Чтобы те­ат­ры вы­ез­жа­ли на наш фе­сти­валь, порой такие бои при­хо­дит­ся вы­дер­жи­вать с мест­ны­ми вла­стя­ми для того, чтобы они про­фи­нан­си­ро­ва­ли хотя бы до­ро­гу (к со­жа­ле­нию, не все чи­нов­ни­ки по­ни­ма­ют зна­че­ние и роль куль­ту­ры в своем го­ро­де). Но я хочу вы­ра­зить бла­го­дар­ность вам, жур­на­ли­стам. После того, как вы пи­ше­те о фе­сти­ва­лях, ла­бо­ра­то­ри­ях, о самих те­ат­рах, у чи­нов­ни­ков от­кры­ва­ют­ся глаза, ме­ня­ет­ся от­но­ше­ние к своим уни­каль­ным учре­жде­ни­ям куль­ту­ры. Они могут до­стро­ить или от­ре­мон­ти­ро­вать те­ат­раль­ное зда­ние, вы­де­лить об­ще­жи­тие для ар­ти­стов, ин­те­ре­су­ют­ся их нуж­да­ми, даже на­чи­на­ют гор­дить­ся своим те­ат­ром, хо­дить на спек­так­ли. Так что наш ма­лень­кий фе­сти­валь де­ла­ет боль­шое дело.


(На фото: Ев­ге­ний Ми­ро­нов на тор­же­ствен­ном за­кры­тии ХII фе­сти­ва­ля те­ат­ров малых го­ро­дов Рос­сии с пред­се­да­те­лем жюри фе­сти­ва­ля, на­род­ным ар­ти­стом РФ Ев­ге­ни­ем Кня­зе­вым, со­вет­ни­ком Гу­бер­на­то­ра Мос­ков­ской об­ла­сти Нар­мин Ши­ра­ли­е­вой и гла­вой Ко­лом­ны, го­сте­при­им­но при­няв­шей ХII фе­сти­валь, Ва­ле­ри­ем Шу­ва­ло­вым)

Беседовала Лариса Каневская 9 июня 2014