Российское региональное театральное братство

В июне 2018 года в Новороссийске прошел XVI Фестиваль театров малых городов России.  Поддержка малых городов – одна из приоритетных задач Театра Наций. В последние годы малые города обрели и серьезную государственную поддержку. Евгений Миронов во время торжественного открытия Фестиваля поделился некоторыми фактами из истории фестиваля: «Фестиваль проводится с 1994 года, он начинался еще до прихода нового руководства в Театр Наций, и мы его подхватили, сделали ежегодным. За это время фестиваль стал необыкновенно популярным. Попасть в число его участников почетно и трудно. Очень много заявок присылается нашим экспертам, они все просматривают и отбирают лучшие спектакли. Малых городов в России – 788 в 85 регионах страны. К сожалению, только в 53-х регионах нашей страны есть профессиональные театры. Это связанно с тем, что в 90-х годах большая кровеносная система домов культуры, выполняющих очень важную функцию для небольших городов, была разрушена. С 2002-го года на фестиваль были приглашены 183 спектакля из пятидесяти восьми малых городов. Участвовало в наших фестивалях более четырех тысяч человек, количество зрителей превысило  восемьдесят пять тысяч…».

В этом году в Новороссийске собрались шестнадцать лучших театральных коллективов страны - из Нижнего Тагила и Набережных Челнов, Вольска и Серова, Мичуринска и Кинешмы, Лесосибирска и Тильзита и других малых российских городов. Фестиваль – часть совместной Программы Государственного Театра Наций и Министерства Культуры РФ по поддержке театров малых городов, одно из важнейших событий культурной жизни не только провинциальной России, но и театральных столиц  – Москвы и Санкт-Петербурга. Художественный руководитель Театра Наций, народный артист России Евгений Миронов, являясь художественным  руководителем фестиваля, не раз подчеркивал, что обширная география фестиваля влияет на децентрализацию и депровинциализацию страны, дает возможность провинциальным театрам развиваться. Программа поддержки обширна и разнообразна: "Для Театра Наций важно не просто проводить фестиваль, важно подготовить почву. Мы занимаемся лабораториями. Молодые режиссеры, которые выстраиваются в очередь в столичных театрах, могут поехать в малый город, поставить спектакль, а потом стать главными режиссерами или художественными руководителями театров…». Такие творческие Лаборатории прошли в сорока двух городах.  Народный артист России Миронов - сам родом из поселка Татищево Саратовской области и не понаслышке знает о проблемах провинциальных театров: «Одной из них является боязнь экспериментов. В маленьком городе необходима быстрая ротация спектаклей. Они должны быстрее ставиться, быстрее сниматься, люди хотят новых спектаклей. Часто экспериментировать не получается, потому что зритель привык к традиционному театру, а театр без эксперимента, это - не живое дело…». На помощь театру едут организаторы Лаборатории Театра Наций вместе с творческой командой, состоящей из молодых, но опытных режиссеров, педагогов по сценической речи и сценическому движению и критиков. Художественному  руководству театра заранее высылается несколько десятков современных пьес, из которых театр отбирает три-четыре под своих артистов. В течение недели вся труппа участвует в интереснейших мастер-классах и интенсивных репетициях с молодыми режиссерами, в итоге, театр получает готовые эскизы совершенно новых спектаклей по современной драматургии. Эта работа совершенно необходима для возможности совершения проб и ошибок, для нового опыта всех служб театра. Лаборатория традиционно привлекает внимание властей города, местной прессы и публики, которые также вместе с театром учатся воспринимать новые формы и с удовольствием участвуют в обсуждении эскизов. Зрители активно участвуют в голосовании, выбирая единственный вариант из двух: «продолжить работу» или «забыть, как страшный сон». В дальнейшем доработанные эскизы могут войти в репертуар театра и участвовать в различных фестивалях. Самое главное, лаборатории заражают театром молодежь. 

На, открытии XVI Фестиваля театров малых городов России мэр Новороссийска Игорь Дяченко в приветственном слове отметил, что впервые в истории города-героя Новороссийска проходит культурное событие такого уровня и масштаба: «Фестиваль – настоящий праздник для всего города. Такого театрального бомонда у нас еще не было…». Мэр поблагодарил губернатора Краснодарского края Вениамина Кондратьева и городской драматический театр за такую возможность. Всяческое содействие фестивалю оказал депутат Госдумы РФ Иван Иванович Демченко.

Роман Должанский, заместитель художественного руководителя Театра Наций отметил на пресс-конференции, какую большую программу проводит Театр Наций в течение года: «Важна цель: создание театрального сообщества. Для многих театров Программа стала своеобразным социальным лифтом. Еще десять лет назад было невозможно представить такое количество региональных театров в программе «Золотой маски»! Сегодня театры малых городов - серьезные игроки и победители; расстояние до центра уже не является определяющим…».

 В программе фестиваля обязательно присутствуют конкурсная и внеконкурсная части. Победителя конкурса определяет компетентное жюри из ведущих театральных деятелей и критиков России. Спектакль-победитель,  по традиции,  будет представлять Фестиваль в Москве, на сцене Театра Наций. Для внеконкурсной части фестиваля организаторами была сформирована обширная профессионально-образовательная программа, экскурсии и показы художественных и документальных фильмов. Сразу на пяти культурных площадках Новороссийска опытные театральные педагоги проводили для участников мастер-классы, тренинги и индивидуальные консультации: "Речевые скорости"; "Воспитание телесного аппарата актёра для приобретения навыков быстрого освоения различных технологий и прикладных дисциплин"; «Голос. Перезагрузка. От вздоха к действию»; «Мыслеобраз - форма». Известные деятели культуры в то же самое время читали лекции и вели  семинары для руководителей и технических служб театров. Декан факультета журналистики МГУ имени Ломоносова Елена Вартанова определила тему своего семинара так: «Человек медийный в эпоху гибридной реальности». Георгий Молодцов - режиссер, продюсер, куратор проекта Russian VR Seasons - рассказал и показал участникам фестиваля разные возможности использования технологий виртуальной реальности и сферического видео. Театры-участники получили на фестивале новые знания «О медийной реальности и продвижении театров в цифровой среде»; «О паспортизации и сохранении спектакля» и др.
После каждого занятия продолжалось активное общение: коллеги по театральному делу делились собственным  опытом и проблемами, обменивались  полезными контактами.

На фестивале, как нигде, видна сплоченность театрального сообщества. У каждого региона, каждого города есть свои особенности, но театрам малых городов очень важно находиться в едином культурном пространстве. Все они являются центрами в своих городах, поднимают общий уровень  культуры всей провинциальной России. Корреспондент журнала «Региональная Россия» побеседовала с директорами некоторых театров о насущных проблемах и о фестивальных впечатлениях.

Мичуринский драматический театр – директор Галина Николаевна Попова

- Галина Николаевна, расскажите, пожалуйста, о том, какое место занимает театр в вашем городе, как вообще обстоят дела с культурой в Мичуринске?  - Мичуринск – один из старейших городов  Центрального Черноземного края.  В семидесятые годы XIX века в Козлове была построена железная дорога, и началось развитие промышленности.  При этом горожане всегда проявляли интерес к музыкальному, театральному и изобразительному искусству. Наш город славится именами таких известных людей, как А.М.Герасимов, князья Голицыны, в нашем городе родился народный артист СССР В.М.Зельдин. Театр построили купцы, как «Театр разумных развлечений». В городе много учреждений культуры, интересных  творческих коллективов развитию которых уделяется большое внимание со стороны региональной и муниципальной власти. В настоящее время существенную поддержку малым городам России оказывает Федеральный бюджет, финансируя творческие проекты, гастрольную деятельность и в течение последних двух лет выделяются средства на укрепление материальной базы театров, Домов культуры малых городов со стороны Министерства культуры и «Единой России». Не могу не упомянуть Московский государственный Театр Наций и лично Е.В. Миронова так много делающих для театров малых городов. Это - не только фестиваль, это - «Лаборатория по современной драматургии» и огромная социальная помощь актерам – ветеранам сцены благотворительным  фондом «Артист», это - Премия «Признание» старейшим работникам театра и кино разных регионов России за их многолетний вклад в развитие культуры страны и др. Театру важно работать на свой авторитет и авторитет города и области. Провинциальные театры занимают важное место в культурном развитии своего региона и всей страны  в целом.

- Вы ведь и раньше были знакомы с Фестивалем театров малых городов, который Театр Наций в этом году проводит уже в шестнадцатый раз?                        

- Да, конечно, когда-то, в 2005-м году  мы принимали участие с классическим спектаклем по Чехову «Дядя Ваня», получили одобрение. Фестиваль запомнился надолго.                                - Вы участвовали во многих российских фестивалях, в чем для вас отличие Фестиваля Театра Наций от прочих?

- Фестиваль – это проверка творческой линии театра, налаживание творческого и информационного обмена между участниками фестиваля, стремление к межрегиональному и международному сотрудничеству, эффективный инструмент позиционирования себя на культурном пространстве, самооценка, творческий срез работы собственного коллектива в условиях новой сцены, нового зрителя. Присутствуя всю фестивальную неделю в Новороссийске, мы можем реально оценить, на каком уровне находится наш театр. Мы смотрим все спектакли наших коллег, видим совершенно необыкновенные и обычные, традиционные спектакли, смелые режиссерские идеи, авторские экспериментальные творческие работы, талант и мастерство актеров. Мы за эту неделю многому научились, узнали много нового. Я с радостью наблюдаю горящие глаза своих ребят, они уже все хотят применить на практике.                                                                                  

 - Как выживает театр в маленьком городе?

- Проявляя чудеса собственной изобретательности! При малобюджетном финансировании, а в постановочном процессе - при нулевом бюджетном финансировании необходимо выпустить восемь (!) премьерных спектаклей для детской и взрослой аудитории. Население Мичуринска – 90 тысяч жителей, и зрители любят театральные события, премьеры, бенефисы «театральные бессонницы» и другие формы театральных встреч. Театр работает с детской аудиторией: интерактивные познавательные игры, акцентирующие внимание подрастающего поколения на культуру поведения в театре, организуются конкурсы сочинений, фото, плакатов и афиш «Театр – это интересно», «Мы в театре» и др.                                                                    Проблем много: требуется модернизация светового и звукового оборудования, технологическое перевооружение сцены, необорим ремонт складов для декораций, театрального общежития. Городская администрация не вливает никаких финансовых средств в театр, только пользуется нами. Организационные моменты приветствует, в театр к нам городские власти приходят, а так, чтобы жизнедеятельность поддерживать – например дороги, электричество, этого -  нет. Все финансовые вопросы решаются только не региональном уровне. Мы ощущаем поддержку руководства области в лице нашего губернатора А.В.Никитина, партии «Единая Россия». У нас есть поддержка  Министерства культуры РФ и Театра Наций в организации конкурсов, гастролей и лабораторий, мы чувствуем  любовь наших зрителей, и это дает нам силы жить, творить и развиваться.                                                      

- Скажите несколько слов Фестивалю на прощание…

- Фестивалю долгой и счастливой жизни! Театру Наций – надежных партнеров, развивающих этот театральный проект в поддержку театральной провинции. Огромная благодарность всем организаторам и лично Евгению Миронову!

Кинешемский драматический театр им. А.Н. Островского - директор 

Суркова Наталья Викторовна

- Наталья Викторовна, расскажите, пожалуйста,  какое место занимает ваш театр в Кинешме. Обычно, в тех городах, где есть театр, он является центром культуры и преображает горожан…

- Вот именно так обстоит дело в нашем городе. Театр, действительно, центр культуры. А у нашего театра еще и своя богатая история.  26 декабря  нам исполнилось 120 лет. Театр  создан был по инициативе родственников Александра Николаевича Островского и носит его имя. Первая пьеса, поставленная на сцене нашего театр, была «Бедность не порок». Александр Николаевич работал в нашем городе тринадцать лет мировым судьей, и взял многие типажи своих пьес от наших кинешемцев. По преданиям, мы даже знаем, где жила Кабаниха из «Грозы», от которой Катерина бросилась в Волгу…  Город наш небольшой - 80 тысяч жителей, промышленности, практически, никакой, зато есть хорошая культурная атмосфера. Театр  кинешемцы любят, ходят активно. Все спектакли проходят при аншлагах, хотя зал у нас достаточно большой - 600 мест. Еще мы открыли малую сцену, на которой ставим экспериментальные спектакли, так что  театральная жизнь кипит.                                              -  Как помогают вам власти? Какие у театра трудности? 

- У нас областное подчинение. Ивановская область у нас дотационная, и это тоже накладывает свой отпечаток. Трудности у нас, как и во всех муниципальных театрах. Нам не финансировали новые постановки, не давали постановочных денег. То, что уже два года мы входим в проект Министерства культуры «Поддержка театров малых городов России», очень здорово. В 2017 году, благодаря этому проекту, мы оснастили большую сцену световым оборудованием, купили мощный проектор, поставили два спектакля: «Снегурочка» и Ромео и Джульетта», произведя в городе просто фурор. В 2018 году планируем поставить три спектакля и оснастить полностью малую сцену. Эти деньги нам очень помогают.                                                                                                          

 - Сколько у вас наименований в репертуаре?

- В репертуаре у нас 26 спектаклей вместе с детскими, особое внимание, конечно, классике – мы очень тесно работаем с образовательными учреждениями и пытаемся восполнить тот недостаток, который сейчас широко распространен среди детей потому, что они мало читают. Будем ставить спектакль по Гоголю, по Чехову. У нас в репертуаре - Розов, Вампилов, Достоевский…                                                                     

 - Кто из администрации, из чиновников уделяют вам внимание? 

- Мы тесно работаем с департаментом культуры. Его сотрудники нас курируют, всегда приезжают к нам на премьеры. Они - в гуще наших событий.                                        

- Вы, кажется, впервые принимаете участие в фестивале?

-  Да, впервые, хотя не раз посылали заявки на участие...                                                             - Спектакль «Снегурочка» запомнился фестивальной публике вокальными и пластическими номерами, интересной сценографией… 

- Я, как директор, стараюсь уделять особое внимание подготовке наших актеров, хорошей режиссуре, стараюсь приглашать больших мастеров, педагогов. У нас в театре наблюдается большой профессиональный рост. Мы мощно заявили о себе постановкой спектакля «Юнона» и «Авось» Алексея Рыбникова. Благодаря Ивану Ивановичу Соловову – кинорежиссеру, заслуженному деятелю искусств. Поставленный им  спектакль произвел фурор не только в Ивановской области. Мы объездили многие города России, наладили тесные контакты с Нижегородским драматическим театром, Ярославским театром им. Федора Волкова, подружились с Московским театром им. Владимира Маяковского, и в августе привезем на московскую сцену «Снегурочку» и «Ромео и Джульетту».                                                                                                                      

- Поделитесь своими впечатлениями от Фестиваля театров малых городов в Новороссийске…  

- Впечатление – замечательное, и не только потому, что нас здесь очень хорошо принимали, что бытовые условия, подготовленные Театром Наций, были на достойном уровне. Я, как директор, здесь многое почерпнула для себя в познании современного театра, противницей которого долгое время была. У нас в Кинешме публика традиционная и театр традиционный, мы стараемся придерживаться классических форм, вот «Снегурочка» - наш эксперимент, и, я считаю, неплохой. В числе фестивальных спектаклей  мне не все нравится, но в каждом есть, что осмысливать, чему поучиться. Нашим актерам чрезвычайно полезно побыть в такой фестивальной атмосфере. Они ходят на все занятия образовательной программы, на все показы,  радуются общению с коллегами, так что большое спасибо всем организаторам этого прекрасного театрального события!

Нижнетагильский драматический театр им. Д.Н. Мамина-Сибиряка -  директор Анисимова Ольга Георгиевна

- Ольга Георгиевна, мы все знаем, что города, в которых существует театр, имеют совершенно иное лицо, чем нетеатральные города…  

- Когда пришел новый глава города, он сам - металлург, я ему сказала: «Сергей Константинович, в нашем с вами промышленном провинциальном городе, нет ничего важнее, чем театр, потому что город рабочий, есть большая социальная сеть, большая прослойка интеллигенции, если мы закроем театр, город потеряет свой уровень…».  Он с этим согласился, добавив, что наш театр, это - еще и история. Наш театр был открыт в 1946 году за вклад в победу металлургов и танкостроителей. С  2012-го года мы начали наше сотрудничество с главой города. В 2014-м году провели капитальный ремонт и реконструкцию сцены.                                                                                                               

- Какова ваша статистика по спектаклям и посещаемости зрителей?                          

- Начиная с 2010-го года, рост посещаемости с 54 тысяч в год достиг  90 тысяч зрителей в год. Наполняемость зала – 80 процентов, это – очень хороший показатель для нашего города, и, знаете, работать хочется. Театр наш любим, и его есть за что любить! Труппа – высокопрофессиональная, артисты замечательные, спектакли - интересные. В репертуаре у нас 25 взрослых и 16 детских спектаклей.  Я выхожу часто в кассу понаблюдать за процессом, вижу, стоит недовольный народ в очереди, спорит… Люди, ведь, не привыкли, что билеты так просто не купить. Им не нравится, а нас, конечно, радует, что так быстро заканчиваются билеты на наши спектакли. Мы уже ввели электронную кассу, чтобы люди не стояли в очереди.                                       

- Сколько премьер в год у вас выходит?

- У нас есть муниципальное задание – пять премьер.                                                                                                                         

- Кто помогает театру? 

- Я постоянно все анализирую: вот мы зарабатываем двадцать миллионов и шестьдесят шесть миллионов нам дает бюджет, то есть, три четвертых нам финансирует муниципалитет, а значит, не просто помогает, а без города мы бы не выжили.                                                                                              

 - Чего вам сегодня не хватает? 

- Сказать – денег…это будет неправдой, деньги всегда можно найти…                                                                                                                

- У друзей театра? 

- Конечно, у нас же есть градообразующие предприятия - Уралвагонзавод и ЕВРАЗНТМК. Раньше они были самостоятельными предприятиями со своими уставами, а сейчас они все входят в холдинг. Но все равно стараются помочь технически – с оборудованием, с транспортом. Когда-то металлурги были самыми главными друзьями театра, традиции эти закладывались более тридцати лет назад. В последние годы мы восстанавливаем связи, общаемся с генеральным директором, два года назад они установили Премию металлургов, которую в начале сезона вручают десяти нашим актерам. У нас есть несколько совместных проектов. Когда был юбилей Уралвагонзавода – 70 лет, на базе нашего театра был создан спектакль «Мы, нижеподписавшиеся», который имел большой успех. Менеджером была компания ООО «Галактика»- Москва, но спектакль в итоге остался у нас в репертуаре, в прошлом году получил премию «Браво».                    

- Вы впервые участвуете в фестивале Театра Наций?  

- Да, и я очень рада, что удалось на нем побывать. Очень хороший город Новороссийск, нас прекрасно принимали. Нам понравилось, что здесь такую большую роль отводят театру. Во время открытия фестиваля я испытала большое волнение. Очень чувствовалось в атмосфере праздника, что Новороссийск – город-герой. Возложение цветов на площади было тоже к месту…

 На фестивале нужно отметить  очень много ценных вещей: когда ты можешь посмотреть все спектакли, присутствовать на их разборе. Хочу сказать, что мое видение совпало в итоге с мнением жюри. У меня лично в ходе фестиваля появилось следующее мнение: нужно не бояться современных  жанров, нужно приглашать к себе разных режиссеров, и не только московских и петербургских. Много новых имен я тут для себя открыла, надо шире использовать творческую географию. В этом году мы с нашим художественным руководителем решили поставить спектаклей меньше, зато поработать с московскими режиссерами. В этом году мы сделали спектакль «Трамвай «Желание», и главное, что спектакль интересен зрителю, на наш взгляд, он получился шикарно, и мы его обязательно будем выдвигать на фестивали.    - Что вы увозите с собой из Новороссийска?  

- Планы для осмысления своей работы. Будем думать, работать. Мы собираемся открыть еще малую сцену. В общем, планов много.  У нас - прекрасная культурная атмосфера в городе: работает филармония, кукольный театр, возродились народные промыслы. Туристам у нас есть, что посмотреть. Так что, приезжайте в Нижний Тагил!

Серовский театр драмы им. А. П. Чехова  - директор Наталия Мозжакова

- Какое место в городе занимает ваш театр, как обстоят дела с культурой в Серове?  - Наш город небольшой, чуть больше ста тысяч населения, исторически это промышленный город. Градообразующие предприятия это заводы - металлургический, ферросплавный, механический. В городе несколько учреждений культуры: театр, музей, библиотечная сеть, дом культуры, сельские клубы, есть для дополнительного образования детей музыкальная и художественная  школы, детская школа искусств, есть большой Дворец культуры металлургов, где и обитает наш театр. Театр существует с 1942-го года. Мы делим сцену в здании Дворца культуры металлургов с разными творческим детскими и взрослыми коллективами. Поскольку в центре города, на данный момент, всего один дворец культуры, то там - все. Постоянно проводятся все городские мероприятия и праздники, например, День металлурга, День медика, День города, День учителя и так далее, ну и мы там, с премьерами, репертуаром, который пытаемся как-то выстроить. Причем, репертуар у нас и для детей и для взрослых. Конечно, это неправильно. Мы очень хотим развиваться, проводить фестивали, играть больше спектаклей в Серове, организовывать читки новых пьес. Хотим продолжать развивать театр для самых маленьких, у нас есть в репертуаре два спектакля для детей до 3 лет, хотим заниматься с людьми с ограниченными возможностями, знаете, ими мало кто занимается, пожалуй, лишь социальные службы, это - огромная проблема в малых городах.                                                   - Сколько лет вашему театру? Каков репертуар? Сколько премьер вы даете в среднем за сезон?

- Мы закрываем 76-й театральный сезон. По наименованиям в репертуаре за 2017 год у нас тридцать восемь спектаклей, мы выпустили двенадцать премьер, отыграли  417 спектаклей, тридцать шесть тысяч зрителей посмотрели наши спектакли, и это не только в Серове, нам приходится ездить по близлежащим городам в нашем округе, это - Краснотурьинск, Североуральск, Ивдель, Нижняя Тура и так далее. У нас театр полного цикла - нам удалось сохранить все цеха, особенно производственные. В театре прекрасный костюмерно-пошивочный цех, художественный цех, который изготавливает в том числе театральный реквизит, есть столярный цех, мы можем и делаем парики, прекрасный парикмахерский цех,  а монтировщики у нас какие замечательные, фантастически работают, в том числе на выездах, по ночам, и осветители, звуковики… В каких условиях мы работаем? В сложных, катастрофически не хватает площадей, но зато все цеха у нас свои, все, что вы видите на сцене, нашими собственными руками сделано.                                                                                                                                 

- Как относится администрация города к театру, помогают ли вам чиновники, бывают ли у вас? 

- Бывают, практически, на всех премьерах. Театр не только ставит и играет спектакли, но и активно участвует в общегородской жизни, надеюсь, так будет и дальше, но с материальной помощью сложновато: дорожная карта по заработной плате сильно ограничивает бюджет, экономические процессы в стране касаются всех, бюджетов на местах в том числе. Последние 4 года оптимизация любимое слово на разных уровнях власти. С 2009-го года на основные фонды из местного бюджета не было выделено каких-то дополнительных средств. Сейчас театры выполняют муниципальное задание, на его выполнение нам перечисляют субсидию, это заработная плата сотрудников, аренда занимаемых нами площадей в ДКМ, немного постановочных средств, на приобретение материалов для постановки спектакля. Остальное сами. В этом году было еще 180 тысяч заложено на поддержку фестивально-гастрольной деятельности театра, это - транспортные расходы. На эти деньги мы смогли нанять фуру из Серова и перевезти декораций спектакля «Сучилища» на фестиваль в Новосибирске - Новосибирский Транзит. Нам очень помогает Министерство культуры Свердловской области. В области с 2012 года есть грантовая, губернаторская поддержка для театров области, каждый год мы пишем гранты на постановку спектаклей большой формы или малой формы, или на какой-то инновационный проект. Пишем каждый год и чаще всего получаем. Я стараюсь по максимуму использовать любую возможность получить дополнительные средства, от Союза театральных деятелей, от Федерального гастрольного центра, это и стипендии правительства РФ и стипендии СТД РФ, поддержка творческих проектов Фондом Прохорова, все, что есть. Придумываем и пишем, получаем и делаем! Отдельное спасибо за федеральный проект поддержки театров малых городов!                                                                                                                             

 - А какой у вас штат?

 - Девяносто одна штатная единица, фактически работает восемьдесят два человека, есть внутреннее совмещение по профессиям, все ставки заняты. Среднегодовая численность семьдесят девять человек и два совместителя. Труппа сейчас полная - двадцать восемь человек. На сегодня у нас в труппе нет вакантных мест, но к нам хотят ехать работать, в наш маленький северный город, оторванный от областного центра, и мы очень этим гордимся.                                                                                 

- Можно нескромный вопрос: какая зарплата в театре

- Средняя годовая зарплата в театре к концу прошлого года была тридцать тысяч с копейками, в этом году по плану – тридцать две тысячи, у актеров – от двадцати трех до тридцати тысяч, в зависимости от занятости, совмещения, интенсивности. Если честно, то переход с 2010 года на услуги в сфере культуры и формировании финансирования этой сферы через муниципальное задание, как-то не очень сложился. В сфере культуры основные законы не обновлялись с 1996 года, а новых Федеральных законов вышло много, в сфере закупок, защиты информации и прочее. Кроме того, каждый регион еще устанавливает собственные правила игры. Очень надеюсь, что новый закон о культуре, который сейчас по поручению Президента разрабатывается, будет работоспособным. Когда я общаюсь с коллегами из других регионов, понимаю, что везде действуют разные правила. Конечно, страна у нас очень большая, но порядок–то все равно нужен. Культура и искусство, образование и здравоохранение – это вклад в человеческий капитал, прежде всего, в этих сферах очень сложно применять норматив, а в культуре особенно. Талант не нормируется. Если говорить о бюджете, нужно понимать, какой процент от бюджета должен расходоваться на культуру.                                    - Есть надежда, что чиновники смогут квалифицированно разобраться в культуре, чтобы помочь?

- Надежда есть! Важно еще самим в стороне не оставаться. Есть такие люди во власти, что могут, хотят и разбираются. Я стараюсь внимательно читать все документы, проекты законов и нормативных актов, которые будут приниматься в нашей сфере, в том числе последние майские Указы Президента. В них очень много сказано о культуре, это - впервые за шестнадцать лет, если это будет подхвачено на местах умелыми, грамотными чиновниками, теми, которые болеет за свой регион, я думаю, что сделать удастся очень многое.                                                                  

- Несколько слов о фестивале театров малых городов...

- Всегда мечтаем попасть в афишу фестиваля театров малых городов, организатором которого является Театр Наций. Мы были в Лысьве, Коломне, Дубне, Пятигорске, и вот сейчас - в Новороссийске. Этот Фестиваль стал крупным культурным событием всероссийского масштаба. Мы очень стараемся соответствовать и гордимся, когда попадаем в афишу фестиваля – это высокая профессиональная оценка нашего творчества. Мы далеко от центра, от Екатеринбурга, а артистам очень важно слышать, как оценивают их работу профессионалы, коллеги, это очень-очень важно. Здесь очень широко и разнообразно представлен весь театральный регион, мы смотрим, кто и как развивается, плюс потрясающая образовательная программа. Мы просто не имеет возможности приглашать специалистов такого уровня для тренингов по речи, по пластике. Учиться надо всю жизнь, это касается актёров, но и для нас, руководителей театров очень полезная программа семинаров, и еще это общение, обмен опытом. Фестиваль очень хорошо организован. После этого фестиваля хочется жить, творить что-то новое, хорошее, это самое главное, что дает нам этот фестиваль. А Фестиваль в Новороссийске, еще и море, у нас некоторые никогда не бывали на море, и вот, благодаря Театру Наций, добрались, это особый подарок нам. Здорово, что фестиваль проводится в разных городах, это, ведь, возможность еще и Россию посмотреть!

11 июня на церемонии закрытия Фестиваля были объявлены лауреаты,

которые представят свои спектакли в Москве на сцене Театра Наций:

Гран-при «Лучший спектакль большой формы» получил Серовский театр драмы им. А.П. Чехова за спектакль «Смерть Тарелкина» по пьесе А.В. Сухово-Кобылина, режиссер Павел Зобнин;
Режиссер настолько приблизил сатирический текст  Сухово-Кобылина, написанный полторы сотни лет назад, что, кажется, драматург присутствовал в зале, посмеиваясь наряду со зрителями. Мелкий чиновник Тарелкин, сымитировавший собственную смерть, пытается избавиться от должников. Павлу Зобнину удалось одновременно высмеять вечную коррупцию чиновников и полиции и устрашить перспективой скорой зачистки: в финале «менты» спустились в зал  принялись выискивать с помощью фонариков «нежелательные элементы»… Спектакль остроумно придуман и мастерски воплощен.
Гран-при «Лучший спектакль малой формы» – спектакль «Мертвые души» по мотивам поэмы Н.В. Гоголя Городского драматического театра «Поиск», Лесосибирск, Красноярский край, режиссёр Олег Липовецкий;

Спектакль лесосибирского театра «Поиск» решен режиссером Олегом Липовецким легко и изящно, смотрится на одном дыхании. Если не знать, какая гигантская работа стоит за этой «вещицей», может показаться, что ты смотришь веселенький «капустник». Действие спектакля начинается с того, что три актера входят в «костюмерный цех», напичканный разнообразной одеждой, видят на столе забытую книжку Гоголя и начинают примерять на себя «маски» всех персонажей «Мертвых душ». И вовсе необязательны бытовые подробности костюмов и декораций: артисты превращались в жену Манилова или госпожу Коробочку без всякого грима и хитростей, лишь сменив интонацию и пластику, добавив к внешнему виду пару мелких деталей.  Главное, все это было проделано азартно и изобретательно, с юмором и точным попаданием в образ, что   совершенно пленило фестивальную публику. В финале, когда артисты игра была окончена, артисты,  хитро улыбнувшись, предложили залу выкупить, хотя б за сто рублей книжку Гоголя. Разгорелся импровизированный аукцион, на котором точку поставила народная артистка России Ольга Остроумова, к всеобщему удовольствию выдав артистам за «Мертвые души»  две тысячи рублей.

Приз за лучшую женскую роль увезут в город Набережные Челны две прекрасных актрисы Александра Комлева и Анна Дунаева, убедительно сыгравшие в спектакле «Карл и Анна» Русского драматического театра «Мастеровые» (Республика Татарстан) режиссера Дениса Хусниярова.
Приз за лучшую мужскую роль получил  режиссер Дамир Салимзянов, который завоевал симпатии всех зрителей и участников фестиваля спектаклем «Вино из одуванчиков».  Драматический театр «Парафраз» из Глазова (Удмуртская Республика) и его главный режиссер Дамир Салимзянов получили за «Вино из одуванчиков» также Приз Ассоциации театральных критиков.
Призы достались театрам из Тильзита (спектакль «Ревизор»), из Мензелинска (спектакль «Дьявол»). Специальный приз жюри за верность русской провинциальной сцене уехал в город Вольск к Римме Беляковой за роль Мод в спектакле «Гарольд и Мод».
Специальный диплом жюри был вручен Новороссийскому драматическому театру им. В.П. Амербекяна за партнерство с Театром Наций в проведении XVI ФТМГР 2018.

Фестивальная неделя пролетела быстро. Гостеприимный Новороссийск провожал гостей, волонтеры и местные жители грустили: им будет не хватать этой пестрой и яркой творческой театральной публики. Но фестиваль обязательно будет в следующем году в новом месте в одном из чудесных российских городов, где, разумеется, есть театр.

 http://www.regruss.ru/upload/iblock/547/Regruss%20_gorsreda_9-2018_for%20site.pdf

статья - на страницах 69-70

­