СЧАСТЛИВЫЙ ЧЕЛОВЕК ДАНИИЛ ХАРМС,
или экстравагантный портрет, сочиненный по стихам и дневникам
Этот портрет сочинили студенты мастерской Тополянского и Гинкаса Высшей школы сценических искусств под руководством Константина Райкина. В этой мастерской учится мой сын, и поэтому я регулярно посещаю все их показы, экзамены, зачеты и учебные спектакли. Вот уже три года. Очень интересно наблюдать , как растут дети. Когда они из маленьких становятся большими – тоже интересно, но , когда из ничего ( как его приняли то вообще в театральный?) вдруг возникает уже совсем актер и прорезается личность – это интересно необыкновенно. Процесс духовного роста сильно захватывает. Студентов , занятых в спектакле «ХАРМС» - Александра Скрыпникова, Георгия Гикаева, Яну Бондаренко, Андрея Максимова, Дмитрия Агафонова, Александру Шитикову, Сергея Кузнецова, Валерию Домникову, Елизавету Абдуллаеву, Павла Алексеева, Надежду Карпову, Диану Майорову , Марину Руденко, Никиту Овчинникова, Никиту Григорьева, Александра Плотникова – я видела в разных работах, начиная с их первого курса. Они росли и менялись на моих глазах, превращаясь из гадких утят в лебедей разной окраски. Не все и не всегда получалось у них, хотя каждая работа становилась еще одним маленьким шагом вверх. И прежде всего потому, что им очень повезло с педагогами. Теперь уже , когда обучение завершается, наверное, можно это сказать. Константину Аркадьевичу Райкину удалось собрать под крышей своего уникального учебного заведения прекрасных педагогов. Не буду сейчас их перечислять, чтобы не выглядеть подлизой. Но согласитесь, одно имя Камы Гинкаса многого стоит. А какие замечательные учителя были по танцам, пластике, сценической речи, вокалу, многим другим предметам… Актеры «Сатирикона» вообще отличаются невероятной универсальностью : все они и танцуют, и поют, и прекрасно двигаются, абсолютно слаженно выполняя сложнейшие движения на сцене. Все это сочетается с актерским мастерством и безукоризненной дисциплиной. Закладываются же все эти качества в них еще во время обучения и становятся ,по сути, визитной карточкой «райкинцев»
Педагог Константин Мишин, поставивший с ребятами из мастерской Гинкаса-Тополянского спектакль под названием «Хармс» - такой же как все райкинские педагоги – беззаветно влюбленный в профессию и страстно служащий ей. Но кроме того, что он хороший учитель, Константин Мишин - очень талантливый режиссер и абсолютно нестандартно мыслящий человек. Поэтому и портрет Хармса у него вышел весьма необычный. Не хочется писать про этот спектакль какие-то обычное, пусть хоть и восторженные слова. Его играют студенты – уже этим многое сказано. Это означает, что на сцене – подлинные страсти, настоящие чувства, яркие эмоции. Но Хармс не поддается логике, и поэтому не поддается логическому анализу спектакль про него.
« Придя к нам, забудьте все то, что вы привыкли видеть во всех театрах. Вам может быть многое покажется нелепым…Вы удивлены. Вы хотите найти ту привычную логическую закономерность, которую – вам кажется – вы видите в жизни. Но ее здесь не будет! Почему? Да потому, что предмет и явление, перенесенные из жизни на сцену, - теряют жизненную свою закономерность и приобретают другую – театральную. Обьяснять ее не будем. Для того, чтобы понять закономерность какого-либо театрального представление – надо его увидеть». Так писал о театре сам Хармс. И это же можно сказать о спектакле Константина Мишина. Его нужно увидеть. Не знаю, будет ли он идти когда –либо в театре Сатирикон, но на Учебной сцене , думаю, будет. Так что следите за афишой. И приходите обязательно.