Фантазийный роман «Калки» американского писателя Гора Видала на тему апокалипсиса, написанный в конце 70-х гг., сегодня, по своей фабуле, вполне реалистичен. Вообще-то много писателей, художников, режиссеров давно уже предрекали закат человечества. Катилось оно, катилось и докатилось. Пандемии и массовые эпидемии, уносящие миллионы жизней, никак не вразумили людей: они продолжают затевать войны, варварски уничтожают природу, и никто не остановит их мудрым добрым словом. Тогда наступает черед темных сил.
Театр Труда совместно с Мастерской Брусникина осуществили инсценировку романа (Андрей Стадников), организовав дружную команду художников. Режиссер постановки Алена Лазько, режиссёр-сценограф Александр Петлюра, музыка Владимира Волкова, хореограф Александра Голикова, художник по свету Лена Перельман, режиссёр театра теней Николай Ильницкий, художник по костюмам Зинаида Саплина и автор саунд-дизайна Илья Мясников.
Покой во время спектакля зрителям не светит, потому что «Калки» – спектакль – бродилка, а значит, вы будете перемещаться по залам, в данном случае Боярских палат, где вас ожидают сюрпризы. Надо сказать, что сценографы и художники использовали небольшое пространство музейных Боярских палат на полную катушку. В начале спектакля зрителей приглашают в длинный узкий проход – коридор. Рассадка – по двое слева и справа от прохода не позволит вам (особенно, в последних рядах) хорошо видеть и слышать, что происходит впереди, но зато вы вполне сможете почувствовать себя в салоне самолета.
Между тем, там, впереди происходит знакомство журналистки Тедди Оттингер (Дарья Ворохобко) с неким подозрительным типом (Аскар Нигамедзянов) на фоне красиво извивающегося трио в ярких восточных одеждах.
Затем зрителей приглашают в соседнее пространство, где каждый выбирает себе место (по состоянию здоровья). Можно расположиться, полулежа на коврике, можно провалиться в мягкий пуфик или просто занять банальный стул. Зал радужно пестрит яркими гамаками, искусственными гирляндами и прочей азиатской атрибутикой.
Пока журналистка пытается встретиться с таинственным Джимом Келли (Родион Долгирев), провозгласившим себя богом Калки, чтобы взять у него интервью, он безмятежно пребывает в нирване.
Две его наложницы / любовницы / сообщницы (Полина Повтарь и Кристина Якимушкина) соблазняют журналистку (у Дарьи Ворохобко, пожалуй, самая зрелая работа в этом спектакле) заманчивыми перспективами сотрудничества. Оказывается, таинственный Калки прикупил на досуге самолет, а Тедди Оттингер как раз умеет им управлять. К уговорам подключается забавное существо (Аскар Нигамедзянов) – тот самый «случайный» попутчик из самолета, то ли доктор, то ли шпион. Неизменно его появление вызывает улыбки публики и рассеивает напрочь пафос постановки.
Честно говоря, теперь с нетерпением жду какую-нибудь комедию с этим артистом, мне кажется, Аскар Нигамедзянов – прирожденный комик.
После сцены соблазнения зрителей провожают в пространство, где можно удостовериться в прекрасной физической форме молодых артистов, танцующих и парящих,
а потом перейти в следующий зал с экраном, на котором можно увидеть игру теней. Атмосферу нагнетает идея романа, предполагающая полное уничтожение людей по воле одного маньяка. С изобретением современных биохимических или бактериологических средств теперь это сделать очень несложно.
Бывший преступник, а ныне самопровозглашенный бог Калки, просчитывает и приводит в исполнение свой коварный план, решая судьбу всего мира. Журналистка фиксирует происходящее, только непонятно, кто эти записи прочтет, раз на свете осталось только пятеро, которые перепишут историю человечества заново.
Дальше спойлерить не буду. Скажу одно: спектакль больше рассчитан на любителей современного эстетического искусства, чем на поклонников драматического театра.
фото автора