Распадающаяся семья как преддверие развала эпохи - главная тема творчества нашего классика, чьё 150-летие мы отметили в этом году.
Театральный центр «На Страстном» ударно завершил 2018 год спектаклем "Мещане" по пьесе Максима Горького Творческого Объединения Мастерских Голомазова (ТОМ). Эта постановка недавно удостоилась Гран-при XIV фестиваля "Твой шанс", и ребята  получили право играть на Страстном.
Если для зрителей поколения XXI века, пьеса выглядит абсолютно сегодняшней (на поклонах зал в порыве встал и устроил овацию), то можно только вообразить, что в постановке Станиславского 1902 года  в Московском Художественном театре с самим Мейерхольдом в роли Петра, пьеса  воспринималась настоящей «Новой драмой».

Нет нужды пересказывать хитросплетения пьесы, наиболее известной нам в телеверсии знаменитого спектакля Ленинградского БДТ с Евгением Лебедевым, Кириллом Лавровым, Владиславом Стржельчиком и др.

В "попытке прочтения" художественным руководителем театра на Малой Бронной, мэтром режиссуры и педагогом Сергеем Голомазовым, немало режиссёрской эклектики. Например, когда посреди серьёзного вдумчивого Горьковского текста героини вдруг начинают разговаривать, как персонажи Блёдэнс-Ардовой в красных лабутенах, колготках сеточкой и помадой цвета кармина бурана; много апартов студенческой поры и "заигрывания" с публикой. Но главное - "Они все так страдают!" -  осталось.

Отец семейства, Василий Васильевич Бессеменов (Илья Антоненко), так радел за своих родичей, что, юродствуя и фиглярничая, сделал жизнь домочадцев и приживал абсолютной невыносимой. "Вам никто стакан воды не подаст!" - подводит грустный итог будущая невестка Поля-Пелагея.
Выпускников ТОМа 2018 (это уже четвёртый набор Сергея Голомазова), "ТОМиков", как их любовно называют, хочется разглядеть во всех оттенках их творческой палитры - видела ребят на Малой сцене Театра и в юбилейном представлении, посвящённом Вере Бабичевой.
У каждого артиста сочная краска - герои Марики Шмуксте и Александра Танхилевича поют по-латышски и на иврите, так что национальность не перепутать!
А вот узнать Никиту Кологривого в ролях гротескного недотепы Перчихина в чиненых очочках и лыжной шапочке, и его же - в обличии статного красавца, сына Петра, которого вожделеет манкая красавица Елена Николаевна, невозможно, даже имея в руках программку.



Эти "Мещане" про «здесь и сейчас».

Рада, что открыла для себя новое театральное явление. Я совсем не уТОМилась за долгий внешне аскетичный и мрачноватый спектакль и уже ТОМлюсь в ожидании Shopping and F**king. Что может быть более противоположно русской социальной классике, чем английская соцдрама в разницей в век?..

 

Текст и фотографии Елены Посувалюк