Искусство искушения

Режиссер Ольга Субботина по совету художественного руководителя Театра им. Вахтангова Римаса Туминаса обратилась к классике ХIХ века и выбрала знаменитый роман Густава Флобера «Мадам Бовари». Романтическая история героини эпатировала современников писателя. Флобер иронично и тонко прошелся по всем литературным  штампам своего времени, на которых воспитывались юные читательницы. «Приличное» общество всерьез осудило писателя.

Со скамьи подсудимых, на которой оказался  Флобер (Кирилл Рубцов) и начинается новый спектакль Ольги Субботиной. Прокурор (Федор Воронцов) обвиняет писателя и его  роман «Мадам Бовари» в оскорблении религиозной общественности: «Страницы романа полны соблазнов, могущих вскружить головы юных наивных женщин. Эта книга аморальна!».

Какой современный постулат. С той поры уже  два века прошло, а религиозная общественность по-прежнему в обиде  на искусство, будь то  фильм, картина или постановка, находя в любом жанре предмет для оскорбления, хотя истинно верующим показано просто молиться, а не отягощать светские мероприятия своим присутствием и осуждением.

Адвокат (Юрий Красков) отстаивает писателя и его произведение: книга, по его словам, полезна, поскольку «наглядно показывает юным особам опасность легкомысленных шагов, заставляя задуматься и трепетать от ужаса…».

В прологе режиссер знакомит зрителей  с  главным героем.  Шарль Бовари (Владислав Демченко) – бедный,  затюканный с детства отцом и избалованный матерью. Никто никогда не интересовался его желаниями и наклонностями, не предоставлял ему возможности выбора. Шарль  Владимира Демченко – скромный провинциальный, даже диковатый юноша, с трудом отбивающийся от бойких одноклассников. Не помышляя о блестящей карьере, Шарль тихо и честно получает место врача, а тем временем, судьба готовит ему сюрприз.

После женитьбы на одной решительной  вдове (Ольга Гаврилюк) он готов покорно  прозябать все годы возле жены и матушки, как неожиданно встречает… ангела. Шарль готов целовать землю, по которой ступают ножки прекрасной  Эммы (Анна Дубровская). Начитанная, красивая, тонкая, музыкальная, темпераментная девушка навеки пленила молодого доктора. Любовь с первого взгляда увенчалась свадьбой, судьба так распорядилась: Шарль внезапно сделался  вдовцом. Бовари предан Эмме душой и телом, затуманенный собственным счастьем, он трудится с утра до ночи, чтобы угодить своей любви, и не замечает, что одинок в своих чувствах. Эмма с первого дня замужества испытывает глубокое разочарование: не такой должна была быть ее любовь и судьба.

Актриса Анна Дубровская очень нежно относится к своей героине, явно пытаясь оправдать ее предстоящее падение, ведь Эмма так долго и покорно  мирилась со своей участью, так старалась соответствовать своему положительному и скучному мужу. Но… романтическую натуру Эммы недолго сдерживают условности и правила приличия.  Истории из любовных романов о страстных поклонниках и шикарных дамах, клятвах в вечной любви сделали свое дело.  

Ее Шарль - настолько же далек от идеала, насколько их провинциальный городок - от столицы. Заботы и кротость мужа приносят ей лишь  раздражение и страдание. Масла в огонь подливает мать Шарля  (Светлана Йозефий),  ненавидящая  каждого, кто смеет вставать между нею и сыночком-недотепой. Свекровь и невестка нередко обмениваются колкостями,  сообщая друг другу «приятные вещи дрожащими от злобы голосами».

И тут неожиданно Бовари приглашают на работу в другой город. Семейство  покидает старый дом, а вслед за ними… и зрители перемещаются  в другое театральное пространство.

Эмме судьба еще оставляет шанс на добропорядочную жизнь - она беременна, ждет сына, мечтая, что мальчику удастся жить смело и свободно, не зависеть от условностей, но…появляется на свет девочка, которая также не будет вольна в своем  выборе.  Наперекор свекрови, Эмма вновь бросается в чтение любовных романов, ожидая чуда.

Ее падение теперь  предопределено. И, если Леону (Федор Воронцов), в силу молодости и неопытности, не удается взять первым крепость, которая вовсе не была неприступной,

то Родольф Буланже (Кирилл Рубцов) – роковой красавец и ловелас, прожигатель жизни становится тем самым мужчиной, о котором в своих тайных снах мечтала Эмма.

Красота и порок привлекают куда больше, чем скромность и трудолюбие.

Артист Кирилл Рубцов буквально неотразим в образе страстного искусителя.  Героиню, павшую в циничные объятия Родольфа, вихрь желаний толкает  дальше вниз в предсказуемую пропасть.

Постановка  Ольги Субботиной подробно пересказывает содержание толстого романа Флобера, но даже в трехчасовое действие не уместить всю книгу со всеми мучениями героини, семейными неурядицами Бовари, свиданиями страстными и постылыми, депрессиями, разорением…  

Первое действие  пролетает упоительно незаметно тогда, как второе несколько утомляет. Смерть Эммы почему-то не вызывает сочувствия, ведь  она вполне ожидаема. Другого выхода нет.

Спектакль же, надеюсь, будет жить долго и счастливо.

И еще, непременно хочется упомянуть  чудесные костюмы и  выразительную сценографию художника Максима Обрезкова и поздравить театр с достойным воплощением  французского классического романа,  в котором мощно и  ярко сыграли вахтанговские  актеры.

 

фотографии с официального сайта театра

http://www.vakhtangov.ru/shows/bovary

материал будет опубликован в журнале "Театральный мир"

Write comment (0 Comments)

Городок провинциальный...

Роман Зайончковского "Сергеев и городок" вышел в 2004 году и сразу привлек внимание режиссера Светланы Земляковой. Текст ее не отпускал, но постановка не могла осуществиться, пока какой-нибудь театр не заинтересуется ею. На эксперимент пошел Театр им. Вахтангова в лице его  художественного руководителя Римаса Туминаса, который дал Светлане Земляковой возможность репетировать со своими артистами на Новой сцене.

Все они молодые и очень востребованные, большая их часть играет в нашумевшем спектакле «Наш класс», Мария Бердинских – самая опытная из ребят, дольше всех работает в театре Вахтангова и давно заслужила доверие Мастера ,  задействована  в лучших спектаклях Римаса Владимировича.  

Для Светланы Земляковой привычно работать над инсценировками, она любит иметь дело с прозой, а не с драматургией, такими были сами популярные ее спектакли: "Вий" по повести Гоголя, "На траве двора" по рассказу Эппеля, "В.О.Л.К." по Василию Аксенову.  В спектакле «Сергеев и городок» звучит много авторского текста Олега Зайончковского. Режиссер сделала это намеренно, пытаясь передать зрителям свое восхищение "богатым  русским языком, которым написан роман": «Так уже не пишут. Тут перемешаны лубок и сказочность, и абсурд,  и точные документальные зарисовки, живые диалоги и яркая сочная низовая культура, и все это написано с такой любовью к маленькому незаметному человеку…».

- С автором я не встречалась, впервые он увидит нашу работу сегодня, - сказала перед премьерой режиссер Светлана Землякова.  – Честно говоря, мне как-то  боязно, ведь все  авторы трепетно относятся к своему тексту, и что скажет Олег, узнаем после спектакля. 

Роман Зайончковского состоит из множества новелл. Чтобы не перегружать спектакль, Светлана Землякова отобрала восемь.  Все они про обычную жизнь на периферии в городке, который еще недавно был поселком.  Молодые артисты с удовольствием погрузились в материал. Оказалось, что все они знают об этой жизни не понаслышке, многие герои стали для них в процессе работы почти родными.  Десять актеров сыграли почти все население городка и, когда эскиз спектакля был показан Римасу Туминасу, а потом актеры вышли к нему на разговор, он был искренне удивлен, что их так мало. Ребята очень пластичны, разнообразны, они умеют  перевоплощаться, в итоге получается огромная и пестрая компания непохожих друг на друга разновозрастных жителей городка.

Главный герой романа, по словам режиссера – такой, про кого ей всегда интересно делать спектакли:  «маленький, слабый, незаметный, который неизвестно зачем живет и мучается».

Вахтанговскими артистами  Светлана Землякова очень довольна. Во время репетиций шел процесс взаимных поисков. У каждого актера получилась своя история, своя главная роль. Почти все они – выпускники Щукинского училища. Максим Севриновский какое-то время учился в ГИТИСе, где много лет преподает Светлана Землякова: «Весь этот замысел возник из нашего знакомства. Главный герой романа Сергеев, которого играет Максим  – в первой части нашего спектакля ходит и рассказывает о людях городка как бы немножко со стороны, а во второй части уже сам является действующим лицом.

Получается прямо несколько дней из жизни Сергеева. Время в новеллах блуждающее, то девяностые годы, то далекие советские годы, то начало двухтысячных…Мне показалось, что как бы оно не менялось, в этом маленьком городке оно остановилось…».

Жизнь в городке  совершенно растительная и может показаться временами скучной, но  один из героев на это скажет: «А чем она плоха? Нормально мы живем, нам бы успеть посадить да вырастить…».  И пусть маленький человек никому не нужен, но ведь живет же, так пусть и живет «нормально». И он имеет право болеть и переживать, и грустить, разочаровываться в смысле жизни и снова искать этот самый смысл.

Спектакль вышел неторопливым,  литературным и очень интеллигентным, несмотря на вполне реальную разговорную речь колоритных жителей городка.

 

фото Михаила Гутермана

Write comment (0 Comments)

На Новой сцене Вахтанговского театра 10 и 11 февраля играют Стриндберга. По приглашению Римаса Туминаса, художественного руководителя Государственного академического театра имени Вахтангова, в Москву на краткие гастроли прибыли известные итальянские актеры Адриана Асти, Джорджио Феррара и Джованни Криппа.

http://www.vakhtangov.ru/slir/w800-h800//upload/site/%D0%9F%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8/%D0%9F%D0%BB%D1%8F%D1%81%D0%BA%D0%B0%20%D1%81%D0%BC%D0%B5%D1%80%D1%82%D0%B8%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%81-%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%84%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F%202.jpg

Write comment (0 Comments)