«Честно вам скажу: я устал от мюзиклов»
В эти дни большинство московских театров открывает новый сезон. Художественный руководитель театра имени Пушкина Евгений ПИСАРЕВ рассказал «Новым Известиям» о планах своего театра, первой премьере года и своей заветной мечте детства.
– Евгений, в новом сезоне вы пообещали выдать публике шесть премьер…
– Да, и первая – о невероятном путешествии двух дам по довольно печальному поводу, но полном комических приключений, порой с криминальным уклоном – «Две дамочки в сторону севера» по пьесе француза Пьера Нота, – уже прошла 12 сентября. В главных ролях – Вера Алентова и Наталья Николаева, Николай Кисличенко, Кирилл Мелихов. В октябре режиссер Елена Новикова представит публике спектакль «Песни о Силе» в модном жанре «сторителлинг (искусство рассказывать истории. – «НИ») по пьесе Любы Стрижак. Истории, рассказанные артистами, непридуманные и повествуют о событиях, изменивших жизнь героев. Зрители могут оказаться участниками спектакля, так как пресловутой «четвертой стены» авторами не предусмотрено. В конце ноября – премьера спектакля «Мера за меру» по пьесе Уильяма Шекспира – первый совместный проект Театра имени Пушкина и театра «Чик бай Джаул» С нашими актерами уже начал репетировать известный режиссер Деклан Доннеллан.
– Где и как проходят репетиции?
– Чтобы английский режиссер вместе с нашими актерами погрузился в материал и ближе познакомился с труппой, мы летом отправили их вместе на десять дней в экспедицию под Тверь, где они жили в одном доме, погружаясь в атмосферу, делали этюды, играли на музыкальных инструментах – одним словом, рождали спектакль. Это – очень интересный опыт, я приезжал к ним на пару дней. Мы не пускали туда ни телевидение, ни прессу, чтобы была абсолютно чистая лабораторная работа. У меня большие надежды на этот спектакль, поскольку даже то, что я видел в виде этюдов, нечто новое и для Деклана, и для нашего театра…
– А каким образом пьеса Пьера Нота оказалась в вашем театре?
– Пьеса молодого драматурга «Две дамочки в сторону севера» была объявлена критиками Франции лучшей пьесой 2008 года. И вот несколько лет мы ее у себя в театре читали, обсуждали. Поиск современной пьесы продолжается: мы постоянно ищем. Современная драматургия по большей части неплоха, но однокрасочна, что ли. Повторять Театр DOC, Театр Практика, мне кажется, нет никакого смысла. А в этой пьесе речь идет о людях, понятных нам людях, несмотря на то что они – иностранцы. Мы схватились за эту пьесу еще и потому, что у нас есть замечательные артистки, способные к такому эксперименту – играть в маленьком зале филиала в непосредственной близости от зрителя и в то же время существовать в такой острой и экстравагантной форме. Спектакль режиссера Надежды Аракчеевой потребовал от них даже какого-то бесстрашия, не все решатся на такое…
– В вашем театре много поющих артистов, почему вы не поставили мюзикл, как это сделали во Франции?
– Честно вам скажу: я устал от этих мюзиклов и не очень хочу, чтобы Театр Пушкина превращался уж совсем в «музично-драматичный» театр, притом что, безусловно, у нас и поющие, и танцующие артисты, и есть свои музыканты. Если б мы вытаскивали спектакль на большую сцену, пришлось бы думать о том, как из этой маленькой французской штучки сделать большое эффектное шоу, а в филиале это только все отвлекало бы от уязвимости, трогательности, ранимости персонажей. Мне кажется, акцент должен быть на двух актрисах, которые играют двух странных сестер. Наш филиал – место для близкого, нешумного, человеческого общения между актерами и зрителями.
– В этом сезоне театральный мир будет отмечать столетие Камерного театра…
– К январю 2014 на Основной сцене Театра готовится спектакль «Машиналь» по пьесе Софи Тредуэлл, американского драматурга и журналиста. Этой премьерой мы начнем празднование 100-летия Камерного театра. Пьеса «Машиналь» была одной из знаковых постановок Таирова, создателя Камерного театра. В главной роли, которую когда-то исполняла Алиса Коонен, наша молодая звезда Александра Урсуляк. Работать над спектаклем будет молодой, но уже известный режиссер Тимофей Кулябин из Новосибирска. Под занавес сезона я выпущу спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, в котором будут заняты все наши ведущие артисты: и Александр Арсентьев, и Виктория Исакова, в роли Фигаро – Сергей Лазарев, в роли Сюзанны – Александра Урсуляк.
– Почему «Фигаро»? Этот спектакль уже идет в нескольких московских театрах…
– Эта пьеса – одна из самых моих любимых, я с детства мечтал прикоснуться к ней. Несмотря на то, что один за другим выходили спектакли по этой пьесе, они меня совершенно не удовлетворяли. Мне все время казалось, что и Константин Богомолов, и Кирилл Серебренников, замечательные режиссеры, не работали с пьесой, а боролись с ней, пытаясь найти там то, чего нет, пытаясь сделать ее драмой или какой-то социальной историей, забыв, о чем писал Пушкин в «Моцарте и Сальери»: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»! Вот этого «шампанского» мне всегда не хватало, а это – именно то, что в свое время потрясло меня в детстве, когда я увидел спектакль Театра Сатиры с Андреем Мироновым в главной роли, и, возможно, именно о таком театре и о таком спектакле я мечтаю всю жизнь. Сейчас, когда у нас действительно сильная труппа и, безусловно, есть свой Фигаро (Сергей Лазарев), имеет смысл взять на себя эту серьезную задачу. Проблемы в пьесе – вполне современные, а вообще, это, конечно, первая и самая лучшая комедия положений мирового репертуара. Такого позитивного героя, который, несмотря на отчаяние, хочет жить и быть счастливым и делать счастливыми всех, кто находится рядом, – мне кажется, именно такого героя не хватает сегодня, поскольку спектаклей на тему, что жить невозможно, вполне достаточно, даже в нашем театре.
– Да, и первая – о невероятном путешествии двух дам по довольно печальному поводу, но полном комических приключений, порой с криминальным уклоном – «Две дамочки в сторону севера» по пьесе француза Пьера Нота, – уже прошла 12 сентября. В главных ролях – Вера Алентова и Наталья Николаева, Николай Кисличенко, Кирилл Мелихов. В октябре режиссер Елена Новикова представит публике спектакль «Песни о Силе» в модном жанре «сторителлинг (искусство рассказывать истории. – «НИ») по пьесе Любы Стрижак. Истории, рассказанные артистами, непридуманные и повествуют о событиях, изменивших жизнь героев. Зрители могут оказаться участниками спектакля, так как пресловутой «четвертой стены» авторами не предусмотрено. В конце ноября – премьера спектакля «Мера за меру» по пьесе Уильяма Шекспира – первый совместный проект Театра имени Пушкина и театра «Чик бай Джаул» С нашими актерами уже начал репетировать известный режиссер Деклан Доннеллан.
– Где и как проходят репетиции?
– Чтобы английский режиссер вместе с нашими актерами погрузился в материал и ближе познакомился с труппой, мы летом отправили их вместе на десять дней в экспедицию под Тверь, где они жили в одном доме, погружаясь в атмосферу, делали этюды, играли на музыкальных инструментах – одним словом, рождали спектакль. Это – очень интересный опыт, я приезжал к ним на пару дней. Мы не пускали туда ни телевидение, ни прессу, чтобы была абсолютно чистая лабораторная работа. У меня большие надежды на этот спектакль, поскольку даже то, что я видел в виде этюдов, нечто новое и для Деклана, и для нашего театра…
– А каким образом пьеса Пьера Нота оказалась в вашем театре?
– Пьеса молодого драматурга «Две дамочки в сторону севера» была объявлена критиками Франции лучшей пьесой 2008 года. И вот несколько лет мы ее у себя в театре читали, обсуждали. Поиск современной пьесы продолжается: мы постоянно ищем. Современная драматургия по большей части неплоха, но однокрасочна, что ли. Повторять Театр DOC, Театр Практика, мне кажется, нет никакого смысла. А в этой пьесе речь идет о людях, понятных нам людях, несмотря на то что они – иностранцы. Мы схватились за эту пьесу еще и потому, что у нас есть замечательные артистки, способные к такому эксперименту – играть в маленьком зале филиала в непосредственной близости от зрителя и в то же время существовать в такой острой и экстравагантной форме. Спектакль режиссера Надежды Аракчеевой потребовал от них даже какого-то бесстрашия, не все решатся на такое…
– В вашем театре много поющих артистов, почему вы не поставили мюзикл, как это сделали во Франции?
– Честно вам скажу: я устал от этих мюзиклов и не очень хочу, чтобы Театр Пушкина превращался уж совсем в «музично-драматичный» театр, притом что, безусловно, у нас и поющие, и танцующие артисты, и есть свои музыканты. Если б мы вытаскивали спектакль на большую сцену, пришлось бы думать о том, как из этой маленькой французской штучки сделать большое эффектное шоу, а в филиале это только все отвлекало бы от уязвимости, трогательности, ранимости персонажей. Мне кажется, акцент должен быть на двух актрисах, которые играют двух странных сестер. Наш филиал – место для близкого, нешумного, человеческого общения между актерами и зрителями.
– В этом сезоне театральный мир будет отмечать столетие Камерного театра…
– К январю 2014 на Основной сцене Театра готовится спектакль «Машиналь» по пьесе Софи Тредуэлл, американского драматурга и журналиста. Этой премьерой мы начнем празднование 100-летия Камерного театра. Пьеса «Машиналь» была одной из знаковых постановок Таирова, создателя Камерного театра. В главной роли, которую когда-то исполняла Алиса Коонен, наша молодая звезда Александра Урсуляк. Работать над спектаклем будет молодой, но уже известный режиссер Тимофей Кулябин из Новосибирска. Под занавес сезона я выпущу спектакль «Безумный день, или Женитьба Фигаро» по пьесе Бомарше, в котором будут заняты все наши ведущие артисты: и Александр Арсентьев, и Виктория Исакова, в роли Фигаро – Сергей Лазарев, в роли Сюзанны – Александра Урсуляк.
– Почему «Фигаро»? Этот спектакль уже идет в нескольких московских театрах…
– Эта пьеса – одна из самых моих любимых, я с детства мечтал прикоснуться к ней. Несмотря на то, что один за другим выходили спектакли по этой пьесе, они меня совершенно не удовлетворяли. Мне все время казалось, что и Константин Богомолов, и Кирилл Серебренников, замечательные режиссеры, не работали с пьесой, а боролись с ней, пытаясь найти там то, чего нет, пытаясь сделать ее драмой или какой-то социальной историей, забыв, о чем писал Пушкин в «Моцарте и Сальери»: «Как мысли черные к тебе придут, откупори шампанского бутылку иль перечти «Женитьбу Фигаро»! Вот этого «шампанского» мне всегда не хватало, а это – именно то, что в свое время потрясло меня в детстве, когда я увидел спектакль Театра Сатиры с Андреем Мироновым в главной роли, и, возможно, именно о таком театре и о таком спектакле я мечтаю всю жизнь. Сейчас, когда у нас действительно сильная труппа и, безусловно, есть свой Фигаро (Сергей Лазарев), имеет смысл взять на себя эту серьезную задачу. Проблемы в пьесе – вполне современные, а вообще, это, конечно, первая и самая лучшая комедия положений мирового репертуара. Такого позитивного героя, который, несмотря на отчаяние, хочет жить и быть счастливым и делать счастливыми всех, кто находится рядом, – мне кажется, именно такого героя не хватает сегодня, поскольку спектаклей на тему, что жить невозможно, вполне достаточно, даже в нашем театре.
Опубликовано в номере «НИ» от 19 сентября 2013 г.