Композитор ГРИГОРИЙ ГЛАДКОВ – музыкальный сказочник

- Григорий, каким вы помните мальчика Гришу Гладкова?

- В детстве, я был, как мне кажется, очень послушным парнем, хотя меня ругали, что сорванец. Очень любил петь. Мы сделали свой первый оркестр из инструментов, которые нашли на кухне – кастрюли, сковородки, ложки, чашки, тазы, и били по всему этому изо всех сил, думая, что это – и есть музыка. Когда пошли в музыкальную школу, выяснилось, что музыка – несколько другое. Позже я про это написал песню «Пой, Вася!» («…не шумите, а разве мы шумели…»).

- Где и с кем мальчик Гриша проводил больше всего времени?

- Все каникулы я, городской житель,  проводил в деревне, и ни разу не был в пионерском лагере, зато в моем детстве были лес, рыбалка, сенокос, сеновал, настоящие деревенские друзья. Деревенское детство так повлияло на меня, что, узнав музыку кантри, я создал с друзьями  группу «Кукуруза». Она даже номинировалась на Грэмми в Америке. Я делал фестиваль кантри «Фермер»  на телевидении. Хотел назвать фестиваль «Кулак», думал, что в Перестройку все возможно, но мне не разрешили.

- А в какие игры вы играли с ребятами в детстве?

- Мы постоянно играли в футбол. Тогда был очень популярен турнир «Кожаный мяч», и мы сутками гоняли мяч во дворе, тренировались. Я до сих пор хорошо играю в футбол и являюсь членом команды артистов «Старко». Мы выступаем на лучших стадионах страны, и даже - за рубежом. Из  этих матчей вырос чемпионат мира «Арт-футбол». Я в футболе – полузащитник, ну и в жизни также, где-то в середине – стараюсь, чтобы во всем была гармония, золотая середина.  Это у меня, наверное, от мамы. Она родилась в деревне Радомировка Белгородской области. В их семье всегда был лад и мир. И в моем футболе также. Я всех координирую, и в школе был таким, и потом. Я умею помирить людей.

- От мамы вам досталось миролюбие, а от папы?

- Мой папа был строителем, героем Севера. О нем снят в Тюмени фильм «Первопроходец Василий Гладков». Он совершил рабочий подвиг, в тех местах, откуда родом Сергей Собянин, а Собянин даже не поздравил моих родителей с 65-летием совместной жизни – ни звонка, ни телеграммы. Ну, что ж делать, вот мудрый Александр Кушнер написал: «Времена не выбирают, в них живут и умирают. Большей пошлости на свете нет, чем клянчить и пенять. Будто можно те на эти, как на рынке, поменять…».  Главное, что у моих родителей есть дети и внуки, они счастливы. Мы три раза участвовали в передаче «Пока все дома», были, наверно, единственной полной семьей потому, что присутствовали не только мы с женой, но и родители, как мои, так и жены. Вот такое чудо, хотя вот лично у меня не было ни одного дедушки, только бабушка. От мамы и папы мне достались сильные родственные связи.

http://www.alefmagazine.com/upload/2018_07/5a4197fceb3ccf4579f83ed8df35a2a4.jpg

Отца воспитывал мой дядя Иван Григорьевич Гладков - старший брат отца, ведь моего  деда немцы расстреляли в декабре 1941 года у них на глазах. Дед сражался в партизанском отряде в Брянские леса, потом вернулся в деревню, где его выдали и расстреляли прямо около дома. Когда я родился, меня назвали в честь деда - Григорием. Однажды мне в Тюмени вручили сертификат на звезду «Григорий Гладков» в созвездии «Северная корона», и я посвятил этот подарок  памяти деда. В сертификате ведь не указано  отчество, только координаты звезды «Григорий Гладков». Звезда деда светит мне всю жизнь… 

- Расскажите о ваших школьных увлечениях.

- В школе я увлекался астрономией, любил смотреть на звезды, хотел все про них знать. Космонавты, астронавты – это все меня сильно влекло, но...

- Вмешалась музыка?

- Да, когда я был тинэйджером, сильно увлекся гитарой, хотя музыкальную школу окончил по классу баяна. Когда я учился играть на баяне, мама меня приглашала выступать в детский сад на утренники, я там играл разные классические произведения, а когда было сложно играть по нотам, сочинял за всех композиторов. Так я стал сочинять музыку. А потом гитару освоил уже сам.

- У вас были музыкальные кумиры?

- Мы создавали первые вокально-инструментальные ансамбли, писали музыку, но довольно простую, и всегда не хватало нормальных текстов, они были корявые. Когда я познакомился с авторской песней, с бардами, я был потрясен. Особенно меня восхитил Сергей Никитин, потому что у бардов, в основном, мелодии простые - три-пять аккордов, а у Никитина - сложнейшая музыка. Можно сказать, что он – Пол Маккартни или Мишель Легран нашей страны.  Музыку  Сергея Никитина когда-нибудь будут изучать в музыкальных школах, училищах, он – гений, он совершил в моей жизни переворот. Я понял, что можно сочинять не только очень интересно, но  и стихи могут соответствовать разнообразию мелодий и гармоний.

- Как вы стали профессиональным музыкантом?

- Стать музыкантом у меня получилось само собой – я ведь все время сочинял музыку. Окончил я сначала технический вуз по специальности «Инженер городского электрического транспорта» - мы изучали электромобили, трамваи, троллейбусы, метро. В аудитории у нас висел портрет Николы Теслы, который уже тогда изменил мир: уйдут газ, нефть, бензин, а электрический транспорт останется. Но весь институт я пропел и проиграл, а когда закончил, поступил в Джазовое музыкальное училище в Ленинграде по классу Гитары. Потом перевелся на Теорию музыки, что помогло мне вступить в Союз композиторов.  После училища я еще пошел учиться в Ленинградский Институт Культуры и получил специальность «Музыкальная режиссура». 

- Почему же вы, обладая столь  серьезными образованиями, все же с головой ушли в  детские  песни?

- Мама работала с детьми, поэтому в нашем доме всегда было много детских стихов, сценариев праздников. Это сказалось на моей музыке, я стал музыкальным сказочником, мои песни – сказки для взрослых и детей.  Тесная творческая дружба меня связывает с Эдуардом Успенским. Началась она с «Пластилиновой вороны», потом я написал музыку к трем сериям сказки «Про Веру и Анфису», сделал пять пластинок «Следствие ведут колобки», был первым гитаристом его удивительного проекта «В нашу гавань заходили корабли». Эдуард Николаевич поднял из небытия пласт народной культуры: дворовые песни, песни городских окраин.  Еще я дружу с детским поэтом Михаилом Ясновым, который живет в Петербурге. Первая наша пластинка называлась «Чудетство», а вторая - «День открытых зверей». На стихи Александра Кушнера у меня тоже есть целый цикл детских песен «Пой, Вася», хотя весь мир знает Александра Кушнера как серьезного взрослого поэта: он - лауреат первой премии «Поэт России», а мы его открыли как веселого остроумного детского поэта. Мы с ним получили на двоих Премию,  наверное, я - единственный музыкант, который получил Литературную премию.

- Григорий, вы не просто пишете и исполняете детские песни, вы организуете какие-то необыкновенные концерты, в которых зрители – полноправные участники действия…

- В моей юности большую роль сыграл экспериментальный Театр-Клуб «Суббота». Его основал доктор искусствоведения Юрий Александрович Смирнов-Несвицкий.  Там я узнал очень много театральных приемов и приемов общения со зрителями, и я очень активно их использую в своих концертах, которые называются: «Топ-шлёп-кантри-поп-хлоп-шоу» «А может быть ворона». Когда меня просят приехать с другой программой, я все меняю полностью, и концерт называю так: ««Гав-мяу-хрю-ку-ка-ре-ку-ревю «День открытых зверей». Животных жалко, поэтому это - уже не шоу, а ревю. Еще у меня есть программа «Веселая детскотека» - от слов «детство» и «дискотека». 

http://www.alefmagazine.com/upload/2018_07/7b2cfcab64934e3a991a44de999fa2d8.jpg

- Вы, на редкость, активный и подвижный творец. Дома вас не застать. Какие места на Земле вы можете назвать своими любимыми?

- Я уже налетал на золотую карту Аэрофлота. Раз двадцать пересекал океан, бывая на других  континентах. А родился я на реке Амур в Хабаровске, но оттуда меня увезли маленьким, и с тех пор у меня – дальневосточная ностальгия. Я написал песни о Благовещенске детскую и взрослую на стихи детей. Также мы объявили конкурс на стихи о Хабаровске, и об этом городе я написал две песни. Таким образом, отдал дань уважения Дальнему Востоку, который меня родил. Еще я придумал детский музыкальный  фестиваль на Амуре, где являюсь  председателем русского жюри. Когда наблюдаю, как поют русские и китайские детки, то  представляю, что если б остался тогда на Дальнем Востоке, то также выходил на сцену и пел. Мне это очень греет душу. В рамках этого фестиваля проходит также конкурс детского рисунка «Коробка с карандашами». В Китае я был уже десять раз. Восхищаюсь этой страной. Вообще любая культура, будь то Америка, Африка – чудо. Надо брать все лучшее, восхищаться, быть терпимым. Мы ведь живем на одной планете, деваться нам некуда, самое главное – не угробить  друг друга. Надо учить с детства доброте и радости от общения друг с другом.

Григорий Гладков - Заслуженный деятель искусств России, член Союза композиторов, член Союза кинематографистов России, член Союза театральных деятелей России, почётный член Академии образования России, почётный член Малой Академии наук России («Интеллект будущего»), член Профкома московских драматургов, член международного жюри детского Евровидения от России.Гладков написал музыку более чем к 70 спектаклям, более чем к 60 пластинкам, лазерным дискам и кассетам, и к огромному количеству мультипликационных, художественных и документальных фильмов. Гладков  награждён «Российским комитетом по регистрации рекордов планеты» (российское отделение книги рекордов Гиннеса) за издание в России самого большого количества пластинок, кассет и компакт- дисков (для детей). Академик Детской Телевизионной Национальной Академии России, , член Российского авторского общества (РАО), лауреат премии Фонда развития детского кино и телевидения имени Ролана Быкова, лауреат литературной премии Корнея Ивановича Чуковского, лауреат премии в области аудиовизуальных искусств Департамента культуры города Москвы «Звёздный Мост», лауреат национальной музыкальной гранд-премии «КиноВатсон», лауреат высших наград в области радио и телевидения в России - «Радиомания» и «Тэффи». Многие произведения Григория Гладкова  стали классикой. Это музыка к мультфильмам и сказкам: «Пластилиновая ворона», «Падал прошлогодний снег», «По щучьему велению», «Вера и Анфиса», «Следствие ведут Колобки», День открытых зверей», «Приключения Незнайки и его друзей», «Винни- Пух», «Кошкин Дом», «Приключения Буратино», «Красная шапочка», «Про Федота- Стрельца», «Трям, здравствуйте!», «Пой, Вася!», «В коробке с карандашами»….

 интервью размещено на страницах журнала "Алеф" http://www.alefmagazine.com/pub4854.html