Ему всего или уже шесть с половиной десятков, а он человек совсем не солидный, не серьезный, несется по жизни с бешеной
– Валерий Александрович, откуда в вас эта жажда вечной игры – от характера или какой-то нереализованности?
– Работал-то я всегда много. Приходил в любой театр и через год или даже полгода весь репертуар взваливался на меня. Это было и в Театре Советской Армии, и в Театре им. Пушкина, да и в Малом театре у меня доходило до двадцати спектаклей в месяц. Был период, когда, играя в Малом, я одновременно работал в пяти театрах, пусть и по одному названию у меня в них было.
– Должно быть, вас любят работодатели, потому что вы – надежный и никогда не подводите?
– Что касается кино, то у меня были сезоны, когда я снимался в девяти фильмах одновременно. Актер – профессия зависимая, но актер, особенно театральный, должен ощущать себя центром вселенной, что именно от него зависит, будет ли плакать или смеяться зритель. Олег Иванович Борисов как-то сказал мне: «Запомни, у тебя есть только один инструмент, на котором ты играешь, – ты сам! К этому инструменту все должны испытывать уважение, и прежде всего ты сам. Если не будешь уважать себя, ты не имеешь права выходить на сцену!».
Конечно, справедливости ради надо отметить, что есть актеры ленивые, нерадивые, необразованные, но к своей профессии надо относиться как к хорошему ремеслу. Иногда работы бывает чересчур много, но тут главное, чтобы тебе не было стыдно за эти, как говорила Раневская, «плевки в вечность».
– Кого из своих коллег-актеров вы отмечаете?
– Мне посчастливилось, что я успел поработать с некоторыми кумирами моего детства. Что это были за актеры: Симонов, Меркурьев, Жаров, Грибов! Когда я начал сниматься, со мной рядом работали Олег Борисов, Евгений Лебедев, Евгений Евстигнеев. Актеров такой мощи сейчас мало, можно сказать, их уже нет. Ушел Олег Янковский, но есть Сережа Гармаш, которого я почитаю, как большого артиста. Есть Маша Аронова – великая актриса, на мой взгляд, одна из лучших актрис поколения.
– Вы сегодня – артист вольный? Ведь из Малого театра вы, кажется, ушли?
– На сегодняшний день я – артист ТЮЗа, во всяком случае, трудовая книжка у меня лежит там. Я хотел было уйти в свободные художники, но они мне предложили, и я согласился, хотя играю там всего в двух спектаклях, третий репетирую. Там очень интересная творческая атмосфера! А Малый театр был моим домом в полном смысле этого слова. Я очень долго скучал по нему, да и сейчас скучаю. Меня там до сих пор считают своим блудным сыном, когда я прихожу туда подышать кулисами, этой вековой пылью. У меня там были работы, которые доставляли мне истинное наслаждение, были моменты полета.
– Есть вероятность, что вы туда вернетесь?
– Я никогда не возвращаюсь. Когда я ушел из Александринки, у меня был период, когда я хотел туда вернуться, потом был Театр Российской Армии, но судьба никогда не пускала меня обратно…
– Помимо театра и кино у вас есть еще концертные программы, радио, телевидение…
– Да, у меня есть творческая программа поэзии и прозы с Ольгой Кабо. Ольга читает стихи, а я прозу. Мы получаем невероятное удовольствие от этого концерта. На радио «Культура» год назад мы записали «Тараса Бульбу», получилось очень интересно…
– В сериале «Ранетки» вы сыграли директора школы. Почувствовали, что в этом образе от вас может что-то зависеть?
– От директора школы? Конечно, от него много зависит. Этот сериал был незатейливым, но пользовался бешеной популярностью. Я сейчас заканчиваю документальный телевизионный проект «Москва книжная», где рассказываю об истории создания книги в Москве, о том, как ее собирали, печатали, продавали. Летом мы снимали на Красной площади, и мне оказалось совершенно невозможным там появляться, потому что в дни летних каникул масса приезжих школьников, завидев меня, тут же начинали кричать: «Директор! Ранетки!». И я понимал, какое воздействие имеет телевидение на детей, вот если бы оно проводило грамотную политику… Я спорил тут с одной артисткой по поводу фильмов фэнтези, я считаю их безумно вредными: дети и так сидят в компьютерах, потом выскакивают и идут в кино. Вот «Аватар» – прекрасно сделанный эффектный фильм, но это добровольное самоубийство души, люди уходят в иной мир…
Бальзам для души
– У вас двое взрослых детей. Вам удалось привить им культуру?
– Что такое воспитание? Как вырастить хорошего человека? Это лежит в основе нашей профессии. Есть замечательные слова в пьесе И. Друцэ «Птицы нашей молодости», когда героине, ожидающей рождения ребенка, советуют: «Научи его вовремя смеяться и вовремя плакать, остальное он поймет сам…». Мне кажется, это абсолютная форма воспитания: человек должен смеяться, когда смешно, и плакать, когда больно. Вот так я воспитывал своих детей, и я ими доволен.
Однажды Всеволод Шиловский сделал мне замечательный комплимент, когда посмотрел работу Егора (сын Валерия Александровича тоже актер. – Ред.) в фильме Рубинчика «Пейзаж»: «Посмотрел это кино и понял, что в этом случае талант отдохнул на тебе…». Это было большим комплиментом.
– Вы всю жизнь увлекаетесь фотографией и футболом. Остается ли у вас сегодня время на эти увлечения?
– Основное увлечение у меня все-таки театр. А еще я очень люблю что-то делать руками. У меня такое новое развлечение: я купил деревянный дом, массу инструментов, чтобы самому все делать, но вот дом у меня уже третий год, а я сделал только два больших шкафа, что все равно доставило мне огромное удовольствие. Верстак соорудил. Это для меня возвращение – у меня дед же был замечательный столяр.
– Вот это да! Да вы – настоящий мужик!
– Мужчиной быть вообще довольно трудно, если ты действительно мужчина, если тебе отпущена Господом эта сила, эта реакция, если ты вырабатываешь тестостерон, ты должен силой своей и физикой, и благородством души и остротой ума отвечать за то, что творится на этой Земле. Мужчины бегут от этого, прячутся за женщин. Меня это раздражает. Мужчине природой предназначено отвечать за этот мир!
– Вы на ты с современной техникой?
– Не совсем. Пользуюсь, конечно, и компьютером, и мобильником, но все же я – человек прошлого, живу прошлым. Многое из того, что происходит в современном мире, мне чуждо, многое вовсе неприемлемо.
– В спектакле «Скрипка Ротшильда» вы такие здоровые деревянные гробы тягаете, что страшно за вас становится… Как вы поддерживаете свое здоровье?
– Господи, да некогда мне его поддерживать! У меня такие физические нагрузки по работе… К великому сожалению, за последние несколько лет я разучился отдыхать. Вот я говорил вам про дом, я его специально купил, чтобы душу отводить. Это замечательное место под городом Александровом, там озеро, лес, грибы. Я первый раз приехал смотреть участок и нашел сорок два подберезовика, обожаю грибную охоту…
– Вы – жаворонок?
– Сплю я не больше пяти часов и встаю очень рано, часов в шесть…
– Кто же вам завтрак готовит так рано? И откройте секрет, как ваш организм при таких нагрузках умудряется восстанавливаться?
– Я сам люблю готовить. Например, готовлю по утрам кашу. Она – незатейливая такая, хотя получается очень вкусно. Беру кусочек яблока, мелко дроблю, потом 3–4 штучки кураги, тоже мелко рублю, потом добавляю горсть очищенных кедровых орехов, полчайной ложечки кунжута и кидаю горсть хлопьев кукурузных. Раньше еще добавлял виноград, но сейчас мне ни его, ни вино нельзя по причине барской болезни подагры. Потом заливаю кипятком и накрываю теплой накидкой. Пока делаю зарядку (она небольшая, но обязательная), принимаю душ, каша настаивается. Потом добавляю в нее ложку меда или энергетического бальзама, и такая каша мне не надоедает. Иногда, конечно, хочется яичницу с тертым сыром и жареным лучком, и тут тоже важен процесс…
– Вы – мудрый даже в самых простых вещах. Скажите, без чего нельзя быть человеком?
– Без сострадания.