Встать! Суд идет!

Каждая постановка «Анны Карениной» – новое прочтение, всегда интересно сравнить свои впечатления и умозаключения от неоднократно перечитанного романа Толстого с очередным режиссерским видением. Спектакль Аллы Сигаловой позволил взглянуть на хорошо знакомую историю с неожиданного ракурса.

Суд идет, зал суда переполнен: зрители – присяжные заседатели, именно к ним попеременно обращаются прокурор и адвокат, разбирая дело о самоубийстве Анны Карениной. Заявление в суд подала графиня Вронская, мать Алексея, обвиняя Анну в преступлении не столько против собственной жизни, но против счастья и благополучия ее сына – Алексея Вронского, а также вдовца Каренина и малолетних детей Анны.

Строгий судья (Алла Сигалова) - олицетворение справедливости, неподкупности и чести, с пристрастием (невозмутимым прокурора тут не назовешь) допрашивает фигурантов дела – Анну Каренину, Алексея Каренина и Алексея Вронского, которые должны пояснить суду, как и почему стало возможным это преступление. Остальные герои романа Толстого не принимаются в расчет.

Судебный процесс касается лишь любовного треугольника. Но разве можно ли оправдать или осудить участников этого следствия объективно? По ходу действия отношение к каждому персонажу колеблется от принятия и сочувствия до осуждения и негодования.

Каждый из героев объясняет присяжным свои мысли и чувства, вроде бы не отступая от версии Льва Толстого, но все же по-своему, очень лично.

Сценография (художник-сценограф Мария Трегубова) лаконична. Белый низ – чуть наклонный пол (ближе к финалу он буквально вздыбливается вертикально, сбрасывая с себя Анну, точно взбесившийся конь) и стулья в белых чехлах. Черный верх – шикарные плащи, костюмы и платья (художник по костюмам Тамара Эшба).  Обе дамы – черная (прокурор) и белая (Анна) неотразимы. Такой Карениной я, пожалуй, еще не видела. Ответчица Анна Каренина (Софья Эрнст) – миловидная красавица с серо-голубыми глазами, пушистыми ресницами и светло-русой косой. Она поначалу терпелива и покорна, подобно тихой реке, мирно текущей по своему руслу, однако дерзкая настойчивость влюбленного Вронского обращает ее в бурный поток, река выходит из берегов и устремляется прямо в гибельный океан страстей, где бесследно растворяется в бушующих волнах.

Постепенно следствие разбирается в том, как благовоспитанная дама, добропорядочная мать и жена, дошла до такого состояния, что посмела разорвать брачные узы. Каренин (Игорь Миркурбанов) убежден, что «разорвать богоугодную связь возможно лишь преступлением». Вся проблема Анны в том, что ее натура была слишком искренней: «Почему для других это так легко, а для меня мучительно?». В тогдашнем обществе было в порядке вещей иметь любовника или любовницу, главное, не нарушать светский этикет. Анна же, испытывая сильное, неведомое дотоле чувство, сдержать себя не могла.

Прокурор провоцирует Вронского (Сергей Яковлев), задавая каверзные вопросы, тот тушуется. Понятно, что избалованный молодой человек не в состоянии решить  судьбу своей несчастной возлюбленной, да и во времена Льва Толстого институт брака был устроен очень сложно и жестко, ущемляя права женщин. Увлеченная страстью Анна испытывает раздражение к мужу не только потому, что вдруг замечает его большие уши. Разница в возрасте, природная холодность и расчет Каренина не могли преподать  молодой девушке «науку страсти нежной», так что любовное наступление Вронского взяло неискушенную Анну практически без боя. Честно говоря, Вронский в ходе процесса сильно проигрывает Каренину и в уме, и в благородстве, и даже во внешности.

Интересно наблюдать за сменой чувств главных героев. У Анны – женское любопытство сменяется увлечением, потом страстью, затем стыдом, ревностью, наконец, полным отчаянием. У Каренина – холодная надменность сменяется  напряженным беспокойством и досадой, потом ревность и страх сменяют ненависть и безжалостное презрение, наконец, душа его наполняется  жалостью и любовью, и тогда приходит понимание и прощение.

Страдания заканчиваются трагедией для всех: сил для сопротивления року измученной Анне брать уже неоткуда. Она срывается под колеса несущегося поезда, хотя в последний момент вдруг попытается удержаться...

Спектакль «Каренина.Процесс» 16+

Автор инсценировки и режиссёр Алла Сигалова
Художник-сценограф Мария Трегубова

Художник по свету Константин Бинкин

Художник по костюмам Тамара Эшба

Композитор Рамазан Юнусов

фотографии предоставлены пресс-службой театра