21 февраля кураторы проекта «Слой» встретились с представителями СМИ в Новом Пространстве Театра Наций. Принципиальным качеством проекта «Слой» будет многомерность, то есть не только спектакли, но и инсталляции, выставки, творческие  встречи, концерты и т.д.

Заместитель художественного руководителя Театра Наций театровед Оксана Ефременко курирует драматургическую основу постановок: у «Слоя» есть несколько описательных моментов:

– определенный временной период – 2000-е гг.;

– творческая археология (мы хотели откапывать и находить ценные артефакты);

– диалоги (мы пытались вступать в диалоги  с нашими современниками – кто-то ушел, кто-то уехал, кто-то изменился).

Планируется несколько слоев, то есть серийность. В сезоне 2023/24 мы сосредоточимся на изучении кинотекстов и слоя кино, их способности создавать правила мышления и понимания, способы высказывания в реальности и искусстве.  Для первого слоя выбрали киносценарий Алексея Балабанова. Балабанов – чрезвычайно значимая фигура в российском кинематографе. В этом году ему исполнилось бы 65 лет. Сегодня многие молодые театральные режиссеры цитируют киноязык Балабанова. У нас будет лекционный цикл: будем говорить с Надеждой Васильевной Балабановой – вдовой режиссера, с артистами, которые работали с Балабановым.

Второй куратор проекта – художник-постановщик Анастасия Юдина отвечает за визуальную концепцию «Слоя».

Анастасия Юдина — выпускница Нижегородского художественного училища по специальности «живопись» (мастерская А. Краева) и СПбГАТИ по специальности «сценография» (мастерская Э. Кочергина). Оформила спектакли «Человек из Подольска» в Театре на Литейном, «Человек из машины» в Театре на Васильевском, «Спасти камер-юнкера Пушкина» в театре «Красный факел» в Новосибирске, «Черная кошка, белый кот» в Калининградском драматическом театре, «8» по роману «Бесы» Ф. Достоевского в Театре на Таганке, «Река Потудань» по А. Платонову, «7САМУРАЕВ» в Театре драмы им. А.С. Пушкина в Пскове, «Гроза» А. Островского в «Чехов-центре» в Южно-Сахалинске и другие.

– В чем сходство и различие инструментов искусства кино и театра? Как визуальная природа кино может быть реализована на сцене? Анастасия Юдина:

Мы собираемся интегрировать некоторые кинопроекты в театр. Объекты и реальность Нового пространства Театра Наций позволяют «сшить» кино с театром. Наши артисты  не толькобудут  существовать в придуманном мире спектакля, но и взаимодействовать с миром современных арт-объектов…

Молодые режиссеры вместе с молодыми актерами осуществят  постановки различных сценариев начала 2000х годов. Для многих актеров участие в проекте — дебют на профессиональной сцене.

Первая кинопремьера намечена на 23 февраля.

«МОЙ БРАТ УМЕР»

Автор — Алексей Балабанов

Премьера — 23, 24, 25 февраля

Режиссёр — Максим Соколов

Художник — Анастасия Юдина

Видеохудожник — Александр Плахин

Композитор — Николай Комягин (лидер группы Shortparis)

В спектакле заняты:

Елизавета Мартинес, Григорий Артеменко, Анна Соколова, Сергей Волков/Илья Гененфельд.

Режиссер Максим Соколов:

 Сценарий «Мой брат умер» был закончен Алексеем Балабановым за два дня до смерти. Это история о слепом парне, который видит глазами умершего брата, а его прозрению предшествует цепочка событий в духе романов Федора Достоевского и Николая Лескова. Через последний текст Алексея Балабанова мы пытаемся пройти или, по крайней мере, нащупать путь последнего героя отечественного кинематографа. Мы ездили по местам, которые Алексей Балабанов выбрал для будущих съемок. Мы побывали в коттедже, где был написан сценарий, все это произвело на нас сильное впечатление. Мы не знаем, каким бы мог получиться фильм, но попытаемся создать приближенную атмосферу…

Максим Соколов — выпускник РУТИ-ГИТИС (мастерская Т. В. Ахрамковой и Ю. В. Йоффе) и СПбГАТИ (мастерская С. Д. Черкасского). Среди поставленных спектаклей: «Братья Карамазовы», «Пьяные», «Молот», Wonder boy, «Бойцовский клуб», MARY I STUART, «Обет / DAS GELÜBDE», «Ужасные дети», «Я, актриса» и др.. Несколько лет подряд спектакли Максима Соколова входят в шорт-лист и лонг-лист премии «Золотая маска» и становятся участниками программ «Маска плюс» и «Детский weekend» фестиваля.

В премьерные дни можно будет увидеть не только перфочитку «Мой брат умер», но и послушать лекцию о влиянии мира Балабанова на современную театральную режиссуру (23, 24 февраля). Перфочитка отличается от обычной читки, когда актеры просто сидят за столом и читают текст наличием действия, а также наличием визуальных и звуковых эффектов.

Отдельным событием станет творческая встреча с соратниками Алексея Балабанова, которая пройдет перед перфочиткой 25 февраля и будет посвящена 65-летию мастера.

Постановки  Галины Зальцман и Артема Терехина пока в разработке.

Проект Галины Зальцман по сценарию китайского режиссёра Фэн Сяоган. «МОЛОДОСТЬ»

Автор — Фэн Сяоган (Китай).

Премьера — 5, 6, 7 марта 2024

Режиссёр — Галина Зальцман

Художник — Анастасия Юдина

Видеохудожник — Михаил Зайканов

Композитор — Ванечка (Оркестр Приватного Танца)

Хореограф — Ольга Васильева

В спектакле заняты: Елизавета Потапова/Екатерина Лисина, Елизавета Орлова, Ирина Котова, Серафима Гощанская/Юлия Дьяченко, Иван Середкин, Иван Петросян/Андрей Минеев, Федор Немцев, Семен Немцев, Владислав Юдин/Ислам Галиуллин

Галина Зальцман — выпускница режиссерского факультета Театрального института им. Б. Щукина в (художественный руководитель Ю. Погребничко) и магистратуры Школы-студии МХАТ (руководитель В. Рыжаков). Ставила спектакли в РАМТе, в Саровском драматическом театре, в театре «ФЕСТ», в Липецком драматическом театре на Соколе, в Театре драмы им. Н. Погодина в Петропавловске, в Шарыповском драматическом театре, в Театре Российской армии. С 2014 года — старший преподаватель по мастерству актера на актерском факультете РАТИ-ГИТИС. Лауреат премии «Золотая маска».

Режиссер Галина Зальцман не в первый раз воплощает киносценарий на театральной сцене:

 – Интересно проследить за героями. Мы с Анастасией Юдиной придумали им маски, чтобы обезличить и обобщить историю, которая могла произойти в любой стране. Мы используем прием китайской оперы и народного танца, которые были популярны в 80-е гг. прошлого века.

В фильме повествуется о судьбах идеалистически настроенных молодых людей, которые в конце «Культурной революции» присоединяются к Государственному ансамблю танца Народно-освободительной армии – конец эпохи Мао – глазами участников патриотического ансамбля. Знаменитую "Катюшу" российские артисты разучивают на китайском языке. Герои переживают влюбленность и предательство, совершают подвиги и неблаговидные поступки.

 

Артем Терехин совместно с драматургом Максимом Жегалиным создаст самостоятельное произведение, вдохновившись фильмом «Любовное настроение» Вонга Кар-Вая (Гонконг).

«ЛЮБОВНОЕ НАСТРОЕНИЕ»

Драматург — Максим Жегалин

Премьера — осень 2024

Режиссер — Артем Терехин

Художник — Алексей Лобанов

Хореограф — Наталья Шульганова

Артем Терехин — выпускник Казахского университета искусств (мастерская Ю. Коненкина). В 2012—2014 годах работал художественным руководителем Мотыгинского районного драмтеатра (Красноярский край). С 2014 по 2016 год — главный режиссер Лысьвенского театра драмы имени А. А. Савина (Пермский край). В 2017 году назначен главным режиссером Калининградского театра юного зрителя «Молодежный», более известного как «Тильзит-театр». В 2019 году в качестве художественного руководителя возглавил Ачинский драматический театр (Красноярский край). Сотрудничал с Новосибирским академическим молодежным театром «Глобус», Красноярским ТЮЗом, Пермским ТЮЗом, Новосибирским драматическим театром «Старый дом», Новокузнецким драматическим театром и др. В Новом Пространстве Театра Наций поставил спектакль «Коралловый остров».

 

– Надо не уйти в воспевание фильма и не войти с ним в конфликт. Главные герои «Любовного настроения» Чоу Мован и Су Лижен. Я бы очень хотел, чтобы зритель уходил со спектакля в состоянии легкой влюбленности», – говорит режиссер Артем Терехин.

Придумывая свою версию «Любовного настроения», команда постановщиков уходит от оригинального произведения Вонга Кар-Вая в сторону спектакля-рефлексии, спектакля-атмосферы на тему любви.

Премьерные показы спектакля "Мой брат умер" Максима Соколова состоятся 23, 24, 25 февраля. Композитором проекта стал лидер группы Shortparis Николай Комягин. В премьерные дни он сам исполнит написанные для спектакля произведения. В премьерные дни можно будет также послушать лекцию о влиянии мира Балабанова на современную театральную режиссуру. Кроме того, 25 февраля пройдет творческая встреча с соратниками Балабанова.

Премьерные показы спектакля "Молодость" ожидаются 5, 6, 7 марта.

На осень запланирована премьера постановки "Любовное настроение" режиссера Артема Терехина