ТЕАТР В ТЕАТРЕ
Ироническая легкость или легкая безответственность, обычно присущая капустнику, в этой комедии кажется вполне уместной. В обычной воинской части, куда Дмитрий Быков и Роман Феодори решили поместить героев комедии Шекспира, солдаты по приказу генерала, доморощенного Станиславского (Владимир Еремин) получают тексты назначенных им персонажей и начинают «ломать комедию», то есть разыгрывают фарс, сначала нехотя, затем все больше развлекаясь и увлекаясь. Это - довольно хитрый ход молодого режиссера: какой может быть спрос с самодеятельности?
А вот когда «рядовые» по ходу действия освоятся в предложенных обстоятельствах, когда зрители забудут, что это всего лишь роли, которые исполняют солдаты в трусах, а потом в смешных костюмах из подручных средств, какие только можно найти в воинской части (художник Даниил Ахмедов), тут само собой и получится отменный спектакль.
Куда только исчезнут замученные срочной службой «деды» и «салаги»? На сцене воцарится свобода
творчества, питаемая разгорающейся любовью (у кого – к театру, а у кого – друг к другу). Театр в театре –
вполне в духе Шекспира, а тут еще и «матрешка»: свой отдельный выход с переодеванием устраивает жена
генерала (Ольга Волкова), вынося таблички с названиями самых известных пьес английского классика.
Перед публикой эта серьезная клоунесса предстает то Гамлетом, то Лиром, то Джульеттой (костюмы,
парики и грим – соответствующие). Она возмущенно обвиняет своего Константина (Станиславского?
Треплева?) в модернизме, а действие тем временем набирает обороты. В итоге жена генерала снимает
шляпу перед новоявленным талантливым режиссером.
Зал постоянно хохочет и аплодирует, подмечая меткие словечки, забавные режиссерские находки и почти
клоунские трюки.
Помимо названной Ольги Волковой - настоящая клоунесса в спектакле - конечно, Чулпан Хаматова в роли
Катарины и солдатской поварихи. К Чулпан публика испытывает особую любовь: эта блистательная
актриса способна сыграть кого угодно, а тут ей есть, где разгуляться. В начале спектакля – нелепое
шарообразное существо в огромном колпаке и белом халате на тоненьких ножках в очках невиданных
диоптрий, которое всего боится и не понимает, что от него хотят.
И какой же роковой грациозной
красавицей становится она после того, как сдувается шар и слетает колпак! Как стервозно и точно
поддевает Петруччо (Рустам Ахмадеев): острым словцом и жгучим кончиком хлыста она легко укрощает
своих укротителей. Катарина и Петруччо – идеальная пара: после нескольких равных боев они буквально
упиваются друг другом, возвышаясь над удивленной толпой.
В этом спектакле молодая команда Театра Наций состоит в основном из «кудряшей» - воспитанников
Мастерской Олега Кудряшова, которые давно славятся завидным владением как своим телом и голосом,
так и различными музыкальными инструментами.
Они действительно заслуживают долгих
продолжительных аплодисментов в финале за свой профессионализм, энтузиазм и преданность его
Величеству Театру.
Зрители уходят из театра довольные, и актеры, надо полагать, счастливы: все было не зря.
https://www.teatrall.ru/teatr/spektakl/3711-ukroschenie-stroptivoj/