Исчезающая профессия
Инна Чурикова в роли английской королевы Елизаветы II проводит театральную «Аудиенцию» с несколькими премьер-министрами, принимая каждого в их собственные годы службы на ответственном посту. Спектакль Глеба Панфилова по пьесе Питера Моргана стоит в театре Наций особняком, как, собственно, и сама Великобритания по отношению ко всему миру.
Известный драматург и сценарист Питер Морган прекрасно разбирается в тонкостях британской власти и королевского бытия, недаром был произведен в рыцари Ордена Британской империи. В своих произведениях Морган в мельчайших подробностях (при этом, тактично) освещает будни и праздники Елизаветы II.
Королева - уникальный представитель исчезающей сказочной профессии, много ли еще сегодня вы знаете особ королевского рода? К знаменитой современнице вот уже добрых шесть десятков лет приковано внимание миллионов людей планеты. Естественно, россиян тоже интересует королевская личность.
Питер Морган специально посещал московский Ленком, чтобы увидеть Инну Чурикову на сцене, после чего передал актрисе исключительные права на создание образа королевы. Для российской постановки в текст пьесы «Аудиенции» был переработан: добавлено несколько сцен, связанных с нашей историей. В России политика никогда не являлась предметом искусства. Глеб Панфилов попробовал отнестись к этому по-другому.
Спектакль сразу погружает зрителей в интерьеры Букингемского дворца, служащие достойным обрамлением английской Королеве (Инна Чурикова). Умение носить строгие деловые и шикарные парадные костюмы (художник Виктория Севрюкова) у Инны Чуриковой поразительное. Но дело ведь не только в костюмах: актрисе удалось со своей королевой прожить на сцене целую жизнь, показать ее характер, привычки, слабости и достоинства.
По ходу действия постепенно приходит понимание, какая непростая роль досталась самой Елизавете II: помимо того, что необходимо всегда и везде держать лицо и осанку, нужно, никому и никогда не жалуясь, нести бремя огромной ответственности перед народом своей страны. Воцарясь во дворце в довольно юном возрасте, Елизавета II принимает не только символы власти - корону и скипетр. Британская королева крайне серьезно относится к своим обязанностям, свято чтит традиции и знает цену своему слову. Женственная и мягкая по натуре она умеет быть жесткой и непреклонной.
Усвоив мудрые советы Уинстона Черчилля (Михаил Горевой), Елизавета II быстро преодолевает собственную робость и к каждому последующему премьер-министру вырабатывает индивидуальный подход. Каждая аудиенция – своеобразный маленький спектакль, в котором королева, будучи режиссером, играет главную роль. Без этого слушать политические новости и советы в течение трех часов было бы совсем скучно.
Как живо реагируют зрители на прогноз погоды, которым развлекает Черчилль расстроенную некоторыми формальностями молодую королеву (например, невозможностью взять фамилию мужа): «Завтра в Лондоне - прекрасная солнечная погода, а в Москве - дождь со снегом…». Как бурно откликается зал на участие в спектакле чудесных рыжих собачек породы корги, нежно любимых королевой.
Святая вера в свое предназначение помогает Елизавете II «жить долго, выходить к людям, перерезать ленточку, быть лицом на денежной купюре и почтовой марке». Положив свою жизнь на продление существования и славу монархии, королева холодно обрывает жалобы очередного министра на экономические трудности и попытки урезать или вовсе отменить расходы на королевский дворец, яхту и пр. «Коронация – не просто служебная церемония, это – божья воля», - непреклонно ставит точку монаршая особа. Действительно, интересно даже сравнить эти жалкие несколько сотен тысяч фунтов стерлингов на содержание яхты (260 матросов, военный оркестр и вертолет, доставляющий документы на подпись) – гордость Британии с теми немыслимыми миллионами, которые тратятся на безвестные личные нужды некоторых наших высокопоставленных чиновников…
Королева, безусловно, символ Великобритании, но каждому зрителю хочется видеть в ней и обыкновенного человека. В спектакле Инне Чуриковой несколько раз удалось показать свою Елизавету II просто женщиной. Благодаря фантазии драматурга, она на наших глазах кокетничает с Гарольдом Уилсоном (Сергей Пинегин), иронизирует по поводу неуверенности Джорджа Мейджора (Сергей Пиотровский), с интересом выслушивает сплетни от энергичной рыжей Маргарет Тетчер (Вера Воронкова).
Лучше всего на спектакле, наверное, будут чувствовать себя историки: столько имен и событий вмещает в себя трехчасовая «Аудиенция», остальным же зрителям останется наслаждаться королевской игрой Инны Чуриковой и роскошными сценическими интерьерами (художник Нина Кобиашвили).
фото Сергея Петрова
статья опубликована в журнале "Театральный мир" № 1 за 2018 год