Реальность оказывается ирреальностью

 «Мама» – первая часть сценической трилогии Флориана Зеллера ("Мама"-"Папа"-"Сын"), и это естественно: без мамы невозможно продолжение жизни. Мама – главное существо для каждого в детстве и позднее, если он остается человеком.

Труднейшая роль досталась актрисе Марии Зориной. Режиссер Егор Трухин еще усложнил ей задачу, предложив демонстрировать психофизическое состояние героини разнообразными  трюками, но актриса справилась с этой работой блестяще. Роль Анны (Мамы) – знаменательная роль для крупной актрисы. В этой роли есть все – драматизм, юмор, трагизм. Главную героиню спектакля мы застаем не на грани нервного срыва, как написано в аннотации, а явно за гранью. Анна срывается и «летит в пропасть», растеряв последние смыслы и разорвав все тонкие ниточки, еще державшие ее в жизни. Конец предсказуем.

Честное слово, весь спектакль я думала о том, куда столько лет смотрят  режиссеры МХТ, занимая актрису в эпизодах? Мария Зорина, актриса, обладающая уникальной харизмой, отличной физической формой, запоминающейся внешностью, способна покорить любой материал. Диапазон ролей Зориной может быть неограниченным – от героини до острохарактерного персонажа, от комедии до трагедии, от драмы до бурлеска. Все это увидел в ней режиссер Егор Трухин, и это есть в его спектакле «Мама», за что ему огромное спасибо.

Анна – еще вполне молодая, по сегодняшним меркам, женщина. Четверть века ею отдана не очень внимательному и не слишком  любящему мужу. Вырастив с ним двоих детей, посвятив себя семье, она оказалась никому не нужной позабытой позаброшенной матерью,  женщиной, страдающей от одиночества, неизбежного старения и потери вкуса к жизни. Ей не для чего и не для кого жить. Болезненный вопль: «Неужели нельзя просто позвонить и спросить, как я себя чувствую?!» – заставил сжаться материнские сердца в зрительном зале.

Это нормально, что птенцы разлетаются из гнезда, но люди не хотят терять связь между родными и близкими. У Анны еще добавилась безусловная женская трагедия – муж тоже покинул дом. Кто-то может скептически пожать плечами: подумаешь, трагедия, занялась бы чем-то полезным, но не просто же так в благополучных странах растет процент самоубийств. Казалось бы, все у людей есть, живи да радуйся, а они выпрыгивают из окон, вешаются, стреляются и т.п.

Зрители во время спектакля находятся как бы в подсознании, внутри больных фантазий Анны. Она общается с членами своей семьи, отмечает с ними праздники, получает цветы, но их появление загадочно: не то – сон, не то – явь.. Под утомительное звуковое сопровождение одна сцена сменяет другую.  Вот Анна демонстрирует мужу (Пьер – Алексей Красненков) новое красное платье. Тихий симпатичный человек, не произнося ни слова, собирает чемодан и лишь виновато улыбается в ответ на эмоциональные упреки жены. Алексей Красненков не обвиняет своего героя. И понятно, что все не так однозначно в их семейных отношениях, ведь неизвестно, в какой момент  здравый смысл покинул Анну.

Она кидается к Пьеру, то с улыбкой и объятиями, то со слезами и с кулаками, а он, оказывается, просто – игра больного воображения. Как и являющиеся ей   Сара (Мария Сокольская) и Николя (Кузьма Котрелев). Дети выросли, у них – своя жизнь без Анны. Она не может это пережить. Она их всех ненавидит: и мужа, и детей за то, что бросили ее, и страстно, болезненно любит.

Больше всего на свете она любит Николя. Анна ежеминутно ждет возвращения сына. Муж и дочь не столь важны для нее, сколь обожаемый сыночек. Одна из самых трогательных сцен в спектакле, когда Анне кажется, что Николя вернулся, и, взяв ее на руки,  убаюкивает. Счастье. Ненадолго зал накрывает теплая эмоциональная волна, но снова реальность оказывается жестокой. Все происходит в ирреальности, и никого нет рядом, кто б утешил ее.

Спектакль в дни премьеры еще выглядит сыроватым, немного сумбурным, мне кажется, виной тому –  постоянное перемещение предметов мебели. Суета мешает сосредоточиться на психологическом состоянии героини, отвлекает от сопереживания.

Но в целом, работа вышла интересной – цепляет и остается в памяти, как это всегда происходит после встречи с настоящим искусством.

Спектакль  создан в рамках «Лаборатории режиссёрских дебютов» — совместного проекта МХТ и фестиваля «Уроки режиссуры» (Биеннале театрального искусства).