Любовь до гроба и после гроба
«Любить нужно до гроба и после гроба», - иначе это - НЕЛЮБОВЬ, кстати, слово это, задолго до Андрея Звягинцева придумала Рената Литвинова. Эти слова автор пьесы "Северный ветер" режиссер Рената Литвинова вложила в уста нескольким своим персонажам, ибо смертей в спектакле будет много.
Сразу надо предупредить, что, несмотря на элитарность и богемность, спектакль аншлаговый, билетов не достать. Это вполне естественно, в Москве как раз элиты и богемы с избытком, к тому же у Ренаты и Земфиры, написавшей музыку к спектаклю, множество своих поклонников. Вероятно, в театр подтянется и новая публика, которая придет оценить работу модного дизайнера Георгия Рубчинского. А традиционным рядовым театралам надо помнить, что «Северный ветер» – первый опыт Литвиновой и, как драматурга, и, как театрального режиссера.
У обычной публики в процессе спектакля может возникнуть некоторое недоумение от происходящего. Хотя сама постановка вполне символична, тут каждая вещь, каждая мелочь, каждое слово важны и понятны режиссеру и его команде. Не стоит удивляться, например, присутствию на праздничном новогоднем столе среди тарелок и бокалов чучела хорька, или, вместо пальца у Маргариты (Софья Эрнст) - длинный наконечник в виде указки, и что искусственная елка вдруг оказывается шпионом. Рената Литвинова всегда живет, пишет, ставит и действует по своему сценарию, вполне откровенному о том, что важно лично для нее. А что может быть важней для творца вопросов жизни и смерти. Если снять «Северный ветер» как художественный фильм, многие сцены смотрелись бы еще загадочней и интенсивней за счет спецэффектов и монтажа. В театре с этим сложней, но зато есть ни с чем не сравнимый эффект присутствия, когда все происходит только здесь и сейчас.
Люди способны жить везде, даже в том краю, где суровый северный ветер, где беспрестанно за окнами сыплет снег, а жизнь похожа на странный необъяснимый сон. Один из главных персонажей спектакля (хотя, наверное, тут все главные) - некий образ вечной Алисы (Раиса Максимова, старейшая актриса МХТ). Алиса в этой странной семье - самая внятная и самая мудрая. Она давно живет и все знает. Ее вечную спутницу, тень, эхо… играет Валентина Иванова. Когда говорит Алиса, даже ветер затихает: «Важны только две вещи – работа и любовь, но выживает только работа…». Рената Литвинова задействовав в «Северном ветре» двух прекрасных актрис, сделала большое дело: лицезреть их на сцене – большое удовольствие и редкая удача.
В Новый год часы в этом странном доме бьют тринадцать раз. Именно в этот час обычно приходит сюда Смерть (Рената Литвинова). Приходит официально торжественно проводить одного из членов семьи в сияющий белым светом чертог. Рената в своем спектакле представляется, то одним персонажем, то другим. Смерть в офисном строгом костюме с квадратными плечами забирает по очереди кого-нибудь прямо из-за праздничного стола. Первой жертвой драматурга становится Фанни (Надежда Калеганова). У Бенедикта (Павел Ворожцов) была прекрасная невеста Фанни, стюардесса. Смерть приходит за ней сразу после помолвки: причина – авиакатастрофа. Не случайно, наверно, вспоминается фильм Ренаты Литвиновой «Небо. Самолет. Девушка».
Бенедикт вскоре женится на сестре Фанни. Они похожи, Фаина – совершенно другой человек. Любви не случилось, началось раздражение, ведь в нелюбимом человеке раздражает все: запах, походка, привычки. А кузен Борис (Евгений Перевалов) никак не может жениться. Он согласен на каждую, кто появляется в доме. Маргарита (Софья Эрнст) специально устраивает сюрпризы, приглашая то певицу, то фокусницу. Кузен радостно их провожает, они ему все нравятся, но почему-то никак не остепенится.
Самая необычная пара - Ада (Вероника Тимофеева) и Профессор Жгутик (Кирилл Трубецкой). Жгутик – пластический хирург нашел в Аде свой идеал, если не любви, то работы. Кроме «Адского» носа нужно было убрать и переделать много чего, вышло превосходно. Обретя идеальную фигуру и лицо, она не смогла больше любить рыхлого и неказистого профессора, равнодушного к собственному виду. Его жена, его муза, став красоткой, тут же изменила, да еще с кем...
Величественная мудрая Алиса - единственная, кто понимает внучку Аду (Вероника Тимофеева). Ада просто устала от бесконечного переделывания ее внешности профессором и влюбилась. При этом не в мужчину, а что еще обидней для Жгутика - в какую-то женщину. Разумеется, пришлось жене отомстить, вернув на место огромный нос. И все в семейных застольях стало прежним. В бесконечных новогодних празднованиях Ада снова стала самым активным едоком. Как водится, поглощая в огромных количествах пищу, заедаешь недовольство собой.
Все эти человеческие истории и судьбы понятны и интересны, но вторая половина спектакля ушла в полный абсурд. Например, «Северный ветер» приходит арестовать трясущуюся от ужаса новогоднюю елку. Когда внук стыдит бабушку, что она опять выкинула елку в окно, та возражает, что это – никакая ни елка, а опасный преступник.
Один из героев даже просит передать автору : «Маловато безумия!». И вот безумие разворачивается лицом к публике. Текст местами становится таким парадоксальным и сумбурным, что пропадает всякий смысл ему внимать. Можно просто рассматривать красивые картинки (сценограф Николай Павлов). И благо, есть на кого посмотреть: все хороши и загадочны!
В финале Маргарита после сорока девяти лет ожидания встречает своего возлюбленного, спектакль заканчивается логичной смертью Маргариты. Вся семья уже в сборе на том свете, и внуку ничего не остается, как присоединиться к веселым родственничкам.
фото Галины Фесенко
материал напечатан в журнале "Театральный мир" № 1 за 2018 год