В Черной-Черной комнате РАМТа "северные люди" – Диана МОРОЗОВА, Антонина ПИСАРЕВА, Сергей ПЕЧЕНКИН, Юрий ГРИГОРЬЕВ, Алексей ГЛАДКОВ рассказывают страшные и страшно увлекательные истории - сказки и были о жизни и смерти, любви и предательстве, измене и верности, о своих родных и знакомых - таких близких и таких далеких...
Так велика наша страна, что многие ее граждане ни разу в жизни не заглядывали в ее отдаленные уголки. А еще есть на нашей земле такие места, куда и при желании трудно добраться. И везде как-то живут-поживают люди. Жизнь южан и северян сильно отличается. На Юге – люди, в основном, расслабленные, вокруг все цветет и плодоносит, они ходят почти круглый год в легких одеждах и пользуются плодами щедрой природы. Совсем иное дело – суровые жители Севера. Им расслабляться некогда: вся жизнь - борьба с младенчества до смерти. Вокруг дикие звери, нескончаемые зимние ночи. От одежды и обуви иногда зависит жизнь. Пропитание добывается с трудом, разнообразием не отличается, несмотря на некоторые признаки дошедшей цивилизации в виде продуктов, доставляемых с Большой Земли.
Молодой режиссер Сергей Тонышев - сам родом из северных мест. Об этой постановке он мечтал с первого курса института, как только ему в руки попал фольклорный сборник «Пятиречие» (1931 г. издания). Все годы учебы в ГИТИСе (мастерская Сергея Женовача) он примеривался к редкому материалу, фантазировал, и наконец, ему повезло участвовать лаборатории молодых режиссеров, проводимой в год 100-летия РАМТа. Получившийся спектакль - первое сценическое прочтение сборника в России, да можно сказать, в мире.
Из пятидесяти сказов исполнительницы былин Марии Кривополеновой – Махоньки Сергей Тонышев выбрал несколько, объединив архангелогородских «рассказчиков» на одной далекой пристани в ожидании парохода. У каждого из пяти артистов - счастливая возможность проявить себя, каждый на глазах у зрителей выходит солировать со своей историей - глаз не оторвать: театральный пир.
Простые бесхитростные люди, суровая природа, загадочные характеры, своеобразные поступки – мир наполнен непривычными звуками, удивляет знакомыми запахами (настоящая рыбацкая уха). Музыкальный напевный северный говор ласкает слух и концентрирует внимание – не расслабишься в попытке догнать смысл незнакомых ускользающих словечек (композитор Ольга Пелевина, педагог по вокалу Марина Вульф). Удивительно, сколько всего умещается в таком коротком спектакле. В программке обозначено время действия: 1 час 15 минут, поверить невозможно - столько пережито!
"Пятиречие" представляет поморов - молодых и старых, красивых и страшных, смешных и вредных, находчивых и недалеких. Никаких приспособлений для вовлечения зрителей в происходящее артистам не требуется: сеть да топор, кастрюля да нож. В программке есть небольшой словарик - некоторые слова и выражения северных народов, можно с удовольствием их изучить до или после спектакля, но уверяю вас, речь и напевы артистов настолько музыкальны, что разбор отдельных «нот» можно смело оставить специалистам, а себе - безыскусное наслаждение.
Особый колорит спектаклю придают свет (художник по свету Александра-Виктория Чаян ) и хороший звук (Валерия Галлямова).
Камерный чудесный спектакль о далеком и близком северном крае.