13 апреля в Московском драматическом театре имени А.С. Пушкина состоялось открытие выставки «Зойкина квартира», подготовленной совместно с Музеем М.А. Булгакова. В этот же день прошла открытая репетиция одноименного спектакля Евгения Писарева. Премьера постановки, жанр которой режиссер определил как музыкальная нуар-драма, назначена на 13 и 14 мая. Главную роль, Зои Пельц, исполнит лауреат престижных театральных и кинопремий актриса Александра Урсуляк.
Судя по сегодняшней, блистательно проведенной рекламной кампании в театре имени А.С. Пушкина, спектакль Евгения Писарева «Зойкина квартира» не будет нуждаться в дальнейшей рекламе – зал и так будет аншлаговым по нескольким причинам: блистательная пьеса, которую сегодня ни в одном театре не увидишь; звездный состав артистов; многочисленные поклонники Театра им. Пушкина, которые ходят на все его премьеры, поклонники актрисы Александры Урсуляк, плюс театралы и любители Булгакова.
Премьера будет лишь через месяц, но выстроенная декорация художника Зиновия Марголина, открытая репетиция спектакля, в которой участвовали Александра Урсуляк, Владимир Майзингер, Назар Сафронов, Инна Кара-Моско, Елизавета Кононова, уже обещают много. Уходить не хотелось, хотелось продолжения.
Состоялось открытие выставки, посвященной пьесе «Зойкина квартира», подготовленной совместно с музеем М. А. Булгакова.
Куратор выставки Мария Котова, старший научный сотрудник музея, рассказала об экспонатах – фотографиях и книгах, журналах, документам и эскизах из собрания Музея М.А. Булгакова, архивов РГБИ, Пушкинского дома, РГАСПИ и ГЦТМ им. А.А. Бахрушина, представленных в фойе второго этажа:
– Выставка начинается с портретов Михаила Афанасьевича Булгакова и его второй жены Любови Белозерской, которая нашла и показала мужу газетную заметку о том, что карточный притон был раскрыт на месте пошивочной мастерской. Булгаков взял этот случай за основу сюжета. Тут на стенде представлено секретное донесение одного осведомителя, который был на диспуте 1926 года, где Булгаков говорил о том, что он хочет писать о живом человеке, что ему надоело читать о коммунистах. Любовь Белозерская, которой посвящен следующий стенд, была очень яркой женщиной, делилась с Булгаковым своими впечатлениями об эмиграции, которые помогали ему в литературной работе. Исследователи полагают, что героиня «Булгаковской квартиры» – роковая Алла вполне могла быть списана с Белозерской, которая тоже была моделью и танцовщицей. Булгаков так говорил о своей пьесе: «Это трагическая буффонада, в которой в форме масок показан ряд дельцов нэпманского пошиба в наши дни в Москве…». В следующем зале рассказывается о том, как Булгаков работал над пьесой, как замысел реализовался в уже готовый текст и постановку, о том, какая напряженная борьба разыгралась между театром и цензурой. Ее, то запрещали, то разрешали, благодаря усилиям театра, пьеса продержалась в репертуаре театра им. Вахтангова до 1929 года. Сам автор остался недоволен спектаклем, а у публики, напротив, постановка пользовалась большим успехом. В 1929 году она была запрещена и снята со сцены. Текст пьесы опубликовали лишь в начале 1980-х.
Режиссер спектакля Евгений Писарев:
– Булгаков созвучен современной реальности: его героями часто становятся люди, утратившие почву под ногами, вынужденно попрощавшиеся с прежней жизнью. "Зойкина квартира", мне кажется, написана под влиянием немого кино. Вместе с моими постоянными соавторами – художниками Зиновием Марголиным и Марией Даниловой мы хотим попробовать обратиться к жанру нуар-драмы, выросшей из кинематографа. Герои пьесы во главе с Зоей Пельц пытаются построить свой мир в отдельно взятой московской квартире. Но мир этот, неизбежно сталкиваясь с реальностью, получается темным, таинственным, почти инфернальным. Тем не менее, в пьесе заложено много любви, которую мы попытаемся проявить и преумножить в процессе создания спектакля, ведь именно любовь подталкивает героев к совершению тех или иных поступков. В нашем спектакле пол и потолок, вы видите, несколько «поехавшие», наклонные. Это работает на смысл пьесы, но не очень работает на актеров, им еще придется привыкать к наклонному положению, хорошо, что еще месяц до премьеры, успеют.
Так получилось, что мы этот сезон начали с «Багрового острова» Булгакова и заканчиваем тоже Булгаковым. Булгаков – удивительно актуальный и очень разный автор – начав заниматься им, остановиться уже невозможно. «Зойкина квартира», пожалуй, ставилась чаще остальных его пьес. Я долго не мог подобраться к этому спектаклю. Сейчас «Зойкина квартира» не идет в Москве нигде, так что руки у меня свободны, потому что я не люблю вступать ни в какие соревнования, даже в творческие. Эта пьеса чрезвычайно подходит нашему театру – она яркая музыкальная, и она идеально разложилась на наших артистов, и в некоторых ролях будет даже два состава: ну как не дать Владимиру Майзингеру или Александру Матросову роль Гуся? Об очень серьезных вещах в этой пьесе рассказано языком комедии, языком детектива. Изначально я себе представлял такое немного нуарное кино, криминальная драма в постановке Хичкока, когда все черно-белое, а кровь все-таки красная. У нас так и будет: все оттенки серого и черного, и иногда будет появляться немного красного.
A propos:
Александра Урсуляк:
– я очень люблю Михаила Афанасьевича. Мне кажется, Булгаков ни на кого не похож. У него свой слог, свой стиль, свой замечательный юмор, трагичность. Над материальным у него всегда существует более тонкий, более глубокий, более философский мир. Мне все это очень близко.
Наша работа в самом разгаре, это пока еще пунктирные стежки. Мы только открываем для себя сейчас те вопросы, которые обычно задаем себе в роли, это очень вкусный период. Свою героиню я леплю из себя, потому что так устроен наш актерский труд. Я пытаюсь ее сделать женщиной на грани, женщиной отчаянной, азартной, при этом достаточно простой.
Я, по сути, не видела ни одной «Зойкиной квартиры», кроме одного студенческого спектакля. Сейчас намеренно не заглядываю в интернет, не смотрю, чтобы оставить себе поле личной фантазии.
Актуальность пьесы в том, что люди умеют приспосабливаться к самым разным временам.
Владимир Майзингер
– Самое сложное сейчас, об этом как раз говорил Евгений Александрович, освоить площадку. Мы привыкли к нашему репетиционному залу, и вот сейчас только начинаем ходить по наклонной плоскости. Сложность у всех общая в том, что у нас не бытовое общение, а несколько приподнятое над бытом. Пока мы третий день на сцене.
Я очень люблю Булгакова, люблю мистику в его произведениях, также как и в произведениях Гоголя.
В ролях: Александра Урсуляк, Александр Дмитриев, Александр Кубанин, Елизавета Кононова, Сергей Миллер, Олег Греков, Никита Пирожков, Назар Сафонов, Анна Кармакова, Владимир Майзингер/Александр Матросов, Наталья Рева-Рядинская, Эльмира Мирэль, Екатерина Рогачкова/Екатерина Серавкина, Алексей Воропанов, Олег Пышненко, Алексей Рахманов, Александр Анисимов, Николай Кисличенко, Иван Литвиненко, Инна Кара-Моско/Нина Марушина.
За гастрономическую часть мероприятия 13 апреля отвечал ресторан авторской кухни Л.Е.С, в котором микрозелень и овощи выращивают внутри самого заведения (Тверской бульвар, 9). Закуски презентовал шеф-повар Валерий Чигарнов. Коктейль «Зойкина квартира» был создан в коллаборации с рестораном Л.Е.С. специально к премьере спектакля. Идею воплотил шеф-бармен ресторана Антон Громов.
фотографии предоставлены пресс-службой театра им. Пушкина