Спектакль Игоря Теплова перенасыщен молниеносно сменяющимися мизансценами, которые больше подходят кино, чем театру. Все, что происходит в первом действии, вызывает в зале нескончаемое веселье, Виктория Исакова, бесспорно, настоящая Звезда, которой подвластен любой жанр. Кажется, клоунессой она еще не была, но и тут, в трагикомическом, нарочито заземленном «Космосе» она, как у себя дома.
Интересное сценографическое решение придумала художник Ольга Кузнецова – огромный глобус, который символизирует ту картину, которой любуются все космонавты. Голубая планета с островами материков им оттуда кажется маленькой и беззащитной, но такой родной и любимой, что, что бы там ни сулила Вселенная, все космонавты всегда возвращаются домой. Так, знаменитый летчик – космонавт, одноклассник Татьяны Гизатуллиной (Виктория Исакова) стремится в родную Бугульму, в ту самую школу, где провел не самые лучшие годы своей жизни.
Прошло двадцать лет с окончания школы, а Татьяна все еще хранит отломанную половинку чешского карандаша, которую подарил ей затюканный одноклассниками будущий космонавт Сергей Лысов. В жизни Гизатуллиной за эти годы не случилось ничего хорошего, и она сначала недоумевает: зачем вырвавшемуся в космос Сергею возвращаться туда, где «башкой в унитаз пихали», потом начинает представлять, что все годы он ее любил, ведь их старая парта еще хранит нацарапанное им сердечко, а значит, не зря она пережила своего мужа алкоголика, не зря вырастила сына и учит школьников Бугульмы английскому языку, без которого не вырваться из захолустья.
Пришла пора ее личного счастья, пусть все обзавидуются. Она простится, наконец, с навязчивыми бредовыми снами, с постылой школой и утопающим в грязи кладбищем, где лежит подавляющее большинство мужского населения их несчастного городка: спившиеся и скурившиеся одноклассники, которых она зачем-то приводит в пример сыну Андрею (Антон Гращенков). Какой ее парень мужик, если не пьет, не курит, матом не ругается, только, знай себе, потренькивает на гитаре с каким-то доморощенным ансамблем.
Запоминается изумительная Надежда Марковна, учитель пения (Ирина Бякова), старательно готовящая мальчика Мишу с песней «Заправлены в планшеты космические карты» (оммаж фильму «Добро пожаловать»?) к торжественной встрече космонавта – земляка. Когда Бякова легко покрывает весь зрительный зал оперной арией, срывая заслуженные аплодисменты, тут же объявляется антракт.
Публика предвкушает продолжение веселья, однако происходит нечто странное. Такое впечатление, что в антракте пришел другой режиссер и загасил все искры, раздуваемые прежним коллегой. Гротеск, фантасмагория оборачиваются бредом утраченных иллюзий. Казалось бы, одинокая женщина во всеуслышание призналась космонавту в любви во время телевизионного интервью (очень узнаваемый и смешной образ журналистки создала Анна Кармакова), однако учительницу начинают травить всей школой, всем городом.
Немудрено, что героиня Исаковой от снов/фантазий, от пожизненной «нелюбови» и одиночества окончательно и бесповоротно сходит с ума. Умерший двадцать два года назад муж третирует ее своим появлением, искаженным лицом перекрывая планету (видеохудожник Андрей Горлачев), диван распахивает свое чрево, превращаясь, словно в фильме ужасов, в свежевырытую могилу (какое-то время на щеке Татьяны земляной отпечаток).
Режиссер гиперболизирует образ учительницы – она неистово орет на всех, тычет указкой не только в учеников, но и в героев своих фантазий: Микки Рурка, восставшего из могилы мужа и космонавта. Ученики Татьяны Викторовны – некие условные неудачники, даже Нина (Татьяна Романова), биография которой могла вызвать сочувствие, ведь именно она может явиться единственным оправданием тому, что Татьяна Викторовна не уезжает в Краснодар с влюбленным в нее физруком Гургеном (Сергей Миллер), почему-то хамски гоня его прочь, а остается на своем боевом школьном посту. Так вот, старшеклассница Нина в финале зачем-то читает элементарный топик «Моя семья» по-русски, будто в зале сидят дебилы, которые на английском не поймут, а старания Татьяны Викторовны были напрасны. Правда, такая учительница точно не смогла бы ни воспитать, ни научить.
Мир рушится, земной шар/глобус разбирается на части, не оставляя никаких надежд.
Фото: Геворг Арутюнян