Шекспира оставили Музе

Евгений Писарев: «Я просто люблю Вильяма Шекспира,  для меня он – самый великий драматург, и мне все равно, был ли он на самом деле, его пьесы - великие. Я очень люблю Шекспира, я тоскую по Шекспиру, так или иначе, многие мои работы как-то связаны с Шекспиром.  Любовь и творчество – самое главное, что греет.  Никто сейчас не занимается тем, что делал великий Александр Таиров,  вот я пытаюсь, служа в том же самом месте вернуть театру театральность, и лучшим для этого материалом считаю сегодня «Влюбленного Шекспира».

Евгения Писарева судьба любит и иногда балует, исполняя его мысли и чаяния.  В нынешнем сезоне сбылась давняя режиссерская мечта: на сцене своего любимого Театра им. Пушкина художественный руководитель (с легкой руки Деклана Донеллана) поставил  «Влюбленного Шекспира» Тома Стоппарда. В 2014 году один из самых знаменитых драматургов современности сделал подарок театральному миру, адаптировав для лондонского театра «Ноэль Коуард» сценарий знаменитого  фильма «Влюбленный Шекспир», за который они с Марком Норманом двадцать лет назад получили Оскара.

В пьесе Стоппарда действуют персонажи, списанные с реально существовавших людей, но все, что там происходит, никакого отношения к действительности не имеет, все это – плод писательского, а за ним и режиссерского воображения.  Все, что связано с Шекспиром, не что иное, как мистификация, и начата она была самим великим драматургом.

Никто не знает, каким был Шекспир и был ли она самом деле, поэтому в данном случае  торжествует  полная свобода творчества.  Сыграть Гения, даже  если речь идет о совсем молодом драматурге, задача из труднейших. Недавнему  выпускнику курса Евгения Писарева (Школа-Студии МХАТ) Кириллу Чернышенко роль Уилла Шекспира подарена явно на вырост, на взросление, зато ему хорошо удалось передать увлеченность своего героя театром и прекрасной Виолой. Исполнительница роли Виолы - Таисия Вилкова также окончила курс Писарева в прошлом году. Для нее эта роль, по собственному признанию, безусловный подарок: «Виола - и муза, и поклонница, в Шекспира она влюблена, а влюбленность – это лучшее, что можно испытывать и в жизни, и на сцене…». Главная героиня «Влюбленного Шекспира» обожает театр, знает наизусть все пьесы Уилла, своим женским чутьем понимает его гениальность. Именно такая девушка, да еще, прекрасная, как утренняя заря, могла вдохновить талантливого драматурга на создание «Ромео и Джульетты». Именно Виоле однажды суждено было спасти спектакль - выйти на сцену в роли Джульетты вместо внезапно осипшего Сэма (Никита Пирожков), субтильного юношу, играющего у Шекспира все женские роли.

Несмотря на то, что знатной девушке с рождения предопределена судьба и выбран богатый жених, своенравный характер юной леди способствует следующей авантюре: она переодевается юношей и поступает на театральные подмостки. Решительность Виолы несомненно питает любовь, но самый мужественный поступок она совершает, оставляя в финале Шекспира его Музе, не обременяя драматурга браком и своими личными проблемами.

В спектакле случилось много удачных ролей. Вообще, каждая премьера Евгения Писарева в Театре им. Пушкина радует не только солистами, но и крепкой командой единомышленников. Среди интересных персонажей - Кит Марло (Андрей Кузичев), коллега Шекспира по литературному цеху. Именно Марло во всем поддерживает Уилла, подсказывает ему сюжет самой печальной повести на свете, и, в итоге, сам оказывается жертвой во имя любви. Александр  Арсентьев сыграл чрезвычайно забавного жениха Виолы. Его Лорд Уэссекс похож одновременно на интеллигентную размазню – обманутого мужа и развязного грубияна-драчуна. Кстати,  о драках – их в спектакле предостаточно. Над пластикой актеров работали Альберт Альбертс и Александра Конникова, а мастерство в фехтовальных боях совершенствовали  Андрей Ураев и Григорий Леваков. Благодаря всему этому, яркости, дерзости, энергичности «Влюбленному Шекспиру» не занимать.

И все же, главная «фишка» спектакля – костюмы. Кажется, Виктория Севрюкова превзошла саму себя. Режиссер позволил ей разгуляться, в результате чего получилось роскошное оформление. Наряды выглядят так, словно, художник перенеслась на машине времени в эпоху возрождения и захватила там всю одежду для героев. Изысканность и величавость королевского платья и головного убора Елизаветы (Тамара Лякина), аутентичность тканей и фасонов, функциональность всех костюмов без исключения - настоящий театр в театре. Роскошь нарядов гармонично сочетается с простым изяществом сценографического решения.

Художник Зиновий Марголин выстроил на сцене подвижную конструкцию, силуэтом напоминающую сферическое помещение театра шекспировских времен. Стремительно вращаясь, сцена превращается, то в покои Виолы, то в спальню Джульетты, то в трактир. Зрители едва успевают  перестраиваться вслед за актерами, легко перепархивающими в иные  пространства, хорошо, что постановщик позаботился об этом, обозначив на электронном табло место действия.

«Влюбленный Шекспир» наполнен позитивной энергией, любовью и дружбой всех участников действия друг к другу, что явно присутствует не только на сцене, но и за кулисами.

 

фотографии Юрия Богомаза

материал опубликован в журнале "Театральный мир", июнь 2018 г.