Пьеса Александра Николаевича Островского «На бойком месте» - одна из самых впечатляющих, она – о темной стороне человеческой души. Драматургу было доподлинно известно о множестве случаев, когда в дремучих русских лесах пропадали путники, и чаще всего, не волки были тому виной. Нравы постоялых дворов целиком лежали на совести их хозяев, если эта совесть имелась. Если не имелась, то наличествовали грабежи и торжествовали пороки. Недаром драматург наделил «содержателя постоялого двора» говорящей фамилией Бессудный. Без суда и следствия живет его двор, нет свидетелей, и лишь публика, благодаря воплощению произведения великого драматурга на сцене Табакерки, может стать единственной свидетельницей страшных дел.
Пьесу Островского режиссер Виталий Егоров выбрал для дипломной работы студентов 4 курса Театральной школы Олега Табакова. «Островского можно играть широко, внятно, с любовью. На ком же еще учиться быть настоящим артистом? Материал уж больно хороший…» - заявил педагог. Олег Павлович оценил школьную работу и предложил ввести «На бойком месте» в репертуар театра. У Табакова безошибочное чутье. Перенос с учебной сцены на профессиональную благотворно сказался на спектакле, тем более что роль Бессуднова Виталий Егоров доверил своему давнему другу и серьезному актеру Сергею Беляеву, а сценическое оформление и костюмы придумала Ольга Рябушинская. Благодаря замечательной постановочной группе (свет – Айвар Салихов, музыка – Алексей Елкин, пластика – Рушан Иксанов), зритель сразу погружается в «домашнюю» атмосферу постоялого двора. До последней секунды финала ощущается продуманность каждой мизансцены, рисунок каждой роли.
Суровое лицо хозяина Вукола Ермолаевича (Сергей Беляев) не сулит окружающим ничего хорошего, однако расплывается в «добродушной» улыбке при виде перспективных постояльцев. Бессудный потакает любой прихоти, вовлекает в разгул домашних и гостей, вынуждая последних раскошеливаться. Ему по сердцу разудалый до глупости купеческий сын Петр Мартыныч Непутевый (колоритный Никита Уфимцев), кутила и пьяница, прогуливающий родительские деньги.
Свою молодую бойкую женушку Евгению Мироновну (энергичная Анастасия Богатырева) Вукола посылает всячески заигрывать с гостями, хотя ревнив и подозрителен до безумства. Однажды ее безудержное кокетство до добра не доведет, но… пересказывать содержание не буду, лучше идите в театр. Спектакль того стоит.
А мне хочется отметить некоторые моменты.
Мрачная бревенчатая изба с невнятными образами в «красном» углу, на который хозяин ни разу не посмотрит, покатый дощатый пол, оканчивающийся маленьким прудиком, чья поверхность целиком покрыта алыми яблоками. Стоит что-нибудь в доме рассыпать, все туда скатывается.
Тут наглядно работает выражение «все концы в воду», а хруст от поедания «райских яблочек» решительной хозяюшкой отзывается мурашками по спине свидетелей, то есть зрителей. Центральное пространство отдано настоящей телеге, которую выкатывают как по волшебству, а из многочисленных дверей, внезапно распахивающихся в стенах, появляются колоритные персонажи.
Чего стоит Жук, работник Бессудного (Василий Неверов) с жутким дьявольским глазом и приготовленным на темный случай топором. Как озаряется его дикое лицо, когда хозяин, откладывая мирное вышивание крестиком, собирается выйти в ночь на дело, и бормочет, хитро поглядывая в зал: «Русский народ нынче смирный, терпеливый, его грабить можно…».
Весь постоялый двор напоминает матерое бандитское логово. Лишь только Аннушка, сестра хозяина не вписывается в банду (прекрасная работа Анастасии Чернышовой, стажера Театра-Студии Олега Табакова). «Мой персонаж – человек чувствительный, Анной движет только любовь. – Говорит молодая актриса.- Любовь – не темные и радостные моменты, а целый путь, который пытается проделать моя героиня. Самое важное слово в образе Анны – гордость…». Действительно, за эту героиню переживать можно и нужно до самого конца, который для тех, кто не помнит пьесы, окажется довольно неожиданным.
Любовь Анны – молодой помещик Миловидов (Кузьма Котрелёв). Гусар и повеса, он впервые влюбляется по-настоящему, но с легкостью предает любимую девушку, быстро устав от осады непорочной крепости. Хозяйская женушка тоже ведь чудо, как хороша, так чего же время терять? Как сказал исполнитель роли Миловидова, студент четвертого курса Театральной школы Кузьма Котрелёв: «Я не знаю, как оправдать своего героя. Говорит, что любит, а через секунду изменяет. Пытаюсь объяснить это тем, что иногда любят и думают не сердцем, а…другими органами…».
Режиссер Виталий Егоров задействовал в спектакле несколько выпускников Театральной школы Олега Табакова, принятых в стажеры Табакерки. Все они работают, что называется, с огоньком, честно выполняя поставленные задачи. О Сергее Беляеве и говорить нечего: его герой и страшен, и притягателен одновременно, он хитер и неглуп, и лишь одна слабина в нем есть: жену свою беспутную, хотя и убить готов, сильно любит, для нее и разбойничает.
В самый драматичный душещипательный момент на сцене среди рассыпанных яблок появляется симпатичный поросенок, который, аппетитно чавкая запретными плодами, исчезает на заднем дворе под всплывающие вдруг в памяти слова драматурга: «Дурные дела быстро забываются…».
А в зрительской копилке остается еще один хороший спектакль.
опубликовано в журнале "Театральный мир" - декабрь 2016 года
фото Галины Фесенко