7 октября состоялась презентация совместного образовательного проекта «Атом воображения», в которой приняли участие  генеральный директор Государственной Третьяковской галереи Зельфира Трегулова и художественный руководитель Московского театра Олега Табакова Владимир Машков.

В течение учебного года в залах Третьяковской галереи будут проходить занятия со студентами Театральной школы Олега Табакова. Это - первый опыт работы Галереи с будущими актерами. Для Театра Олега Табакова чрезвычайно почетно сотрудничать с одной из лучших галерей мира, известной инновационным подходом к своей деятельности и серьезной просветительской работой. А Музею, по словам Зельфиры Трегуловой, представляется важным взаимодействовать с таким невероятно талантливым и ярким коллективом, как Театр Олега Табакова.

 Личный и профессиональный интерес руководителя театра Владимира Машкова к новым методам театрального образования через изучение шедевров русского искусства в Третьяковской галерее получили всестороннюю поддержку со стороны руководства музея и музейных педагогов.

Традиционно на протяжении многих десятилетий в Третьяковской галерее по понедельникам (в этот день музей закрыт для публики) в Лаврушинском переулке в залах постоянной экспозиции идут занятия копиистов-студентов художественных училищ и вузов, обретающих профессиональное мастерство, копируя шедевры русского искусства. Теперь здесь будут получать новые знания и учащиеся театральной школы.

Произведения изобразительного искусства в их самых интересных, ярких и мощных проявлениях — это особая концентрация человеческого опыта и опыта эстетического, художественного. Попытка поработать с этим материалом, разобраться в самой ситуации, происходящей на картине, рисунке, в скульптуре, понять, в чем суть того, что представлено на холсте или в другом материале, поможет оттачивать умение будущего актера работать над теми или иными решениями роли. Причем, если речь идет о классической живописи, то зритель получает и опыт погружения в историческую эпоху, которая далека, а социальный код эпохи потерян. Пытаясь восстановить, что было до изображаемого на полотне события и что будет после, например, в картине Павла Федотова «Сватовство майора» или Ильи Репина «Не ждали», зритель глубоко погружается в саму работу, в эпоху, когда она была написана, и ту, которую она изображает. И эти усилия внимательного исследования помогут будущему актеру потом, когда он будет играть, например, в пьесах Островского. Этот опыт понимания ситуации, ее развития будущему актеру крайне полезен.

Программа рассчитана на год. Она объединяет три направления:

- «Введение в русское искусство». Знакомство с историей, стилями, самыми значительными мастерами.

- «…В жизни и в искусстве». Темы занятий связаны с мировоззренческими понятиями, без осознания которых невозможно обойтись ни в жизни, ни в творчестве. «Дружба», «любовь», «мужество», «красота» и т.д.- эти понятия соединяют прошлое и настоящее, но в разные времена их воспринимали по-разному, и это представление отражено в произведениях изобразительного искусства, литературы, музыки.

- «Формула вдохновения»: посещение монографических выставок.

Знакомство с выразительными средствами изобразительного искусства является этапом работы над развитием зрительного внимания, но сверхзадача состоит в том, чтобы будущие актеры полюбили изобразительное искусство, близко соприкасающееся с выбранной ими профессией. История искусства будет изучаться не только ради знаний, но станет частью освоения профессионального мастерства. Искусство мизансцены, атмосферы, роль композиции — все это откроется в образцах великих живописцев.

- Мы очень рады тому, что можем попробовать совсем новый для нас формат общения и серьезно готовимся к предстоящим занятиям, - сказала Зельфира Трегулова, передаваяслово Владимиру Машкову.

- Спасибо Третьяковской Галерее, которая предоставила нам возможность провести эксперимент и готова непосредственно принимать в нем участие. Вот здесь у нас - ребята первого курса Школы Олега Павловича Табакова, которые приехали со всех уголков нашей большой и прекрасной страны. Вся творческая жизнь актера будет начинаться и проходить в воображении...

По словам Владимира Машкова, именно воображение - один из главных элементов в работе артиста, залог его успешного существования в профессии, в жизни, ключ к познанию собственной индивидуальности. Обращаясь к студентам, пришедшим на первое занятие, Владимир Машков сказал: "Наш эксперимент, который называется "Атом воображения" будет направлен на то, чтобы вы, ребята, смогли максимально подключить свое воображение к тем уникальным картинам, уникальным событиям, происходящим на этих картинах, к мастерам, к их жизням, которые они вложили в каждое движение кисти, и дальше становились образованными, внимательными, чувствующими артистами.

Мы будем изучать дружбу и одиночество в картинах и попытаемся восстановить то, что было на картинах, в реальном времени. Вы сами найдете себе любимые картины, любимую ситуацию, попробуете проникнуть в замысел автора, в эпоху и сделать некий этюд…".

Поблагодарив всех, кто принимал участие в разработке учебной программы, Владимир Машков добавил: «Наш великий Учитель Олег Павлович Табаков был очень образованным человеком. Артист просто обязан быть широко образован, потому что это поможет ему состояться в нашей полной неожиданностей профессии, в которой нет никаких гарантий…».

Владимир Машков рассказал студентам о дружбе Павла Михайловича Третьякова и Константина Сергеевича Станиславского, заметив: "Мы не претендуем на открытие, а просто возвращаемся к истокам, к первоначальному замыслу. Как говорил Станиславский - "Театр - это искусство великих идей, великих чувств". Ставить себе нужно только большие задачи, тогда что-то малое может произойти... Для того, чтобы стать успешной творческой личностью, нужны три вещи: осознанность, ответственность и честность. Вот, когда вы это усвоите, сможете продолжить дело великих актеров!".

P.S. В рамках нового сотрудничества,  артисты Московского Театра Олега Табакова Дарья Безсонова и Максим Сачков примут участие в записи бесплатного аудиогида по Третьяковской галерее для компании izi.TRAVEL. Совсем юные артисты, дети, уже принимающие участие в спектаклях Театра Олега Табакова, - Ростислав Бакланов, Алина Петрова и Маша Шумилова - запишут аудиогид для детей, посвященный выставке Василия Поленова. 

фотографии Ларисы Каневской

В спектакле «Русская война Пекторалиса» Сергея Пускепалиса на новой сцене Театра Олега Табакова зрителей ждет много неожиданного. Например, те, кто идут на «Железную волю» Лескова, будут сильно удивлены. Театральное священнодействие начинается с двух юных девушек, украшенных белыми светящимися гирляндами (то ли - Снегурочки, то ли Русалочки), обходящих зрительный зал, распевно ведающих нечто невразумительно былинное, доходящее не до каждого зрителя. Драматург Олег Грисевич креативно воспользовался литературным наследием Николая Лескова, населив свою пьесу не всегда узнаваемыми персонажами, частушками и лубочными стихами, например: «Кто эта девушка, кто эта рыбка, талия, ножка, улыбка…», а режиссер по пластике украсил вокальные номера («По чарке» и пр.) такими танцами, хоть сейчас вставляй эти номера в концертную программу любого сельского Дома Культуры.

Первая же картина обескураживает: занавес открывается, и почтенная  публика лицезреет молчаливую компанию пестрых персонажей, рассевшихся по краю авансцены. Поскольку «снегурочки» заливисто смеются,  перекидываясь искрящимися снежками, кажется, вот-вот начнется сказка «Двенадцать месяцев», но режиссер с драматургом попросту так начинают действо - с заоблачного Рая, где в финале оказываются все русские герои истории, обитатели фабричной колонии, выстроенной иностранными предпринимателями для рабочих и их семей.

Хорошо, что среди них присутствует рассказчик – старик Федор Афанасьевич Вочнев (Виталий Егоров), без него – ни слушателю, ни зрителю, ни читателю никак не разобраться.

Пьеса «Скамейка», написанная несколько десятков лет назад Александром  Гельманом - настоящий подарок хорошим артистам. Когда-то на «скамейке» встречались Татьяна Доронина и Олег Табаков, и чиновники долго отговаривали Олега Ефремова от постановки этой асоциальной пьесы, подающей плохой пример строителям коммунизма.  Однако спектакль пользовался большой любовью зрителей и собирал аншлаги.  И вот уже тридцать пять лет пьесу ставят как  в российских театрах, так и по всему миру.  Как хорошо, что «Скамейка» сегодня вновь вернулась в театр Олега Павловича Табакова. Поставил ее режиссер Алексей Мурадов, после долгих поисков найдя своих героев в артистах Алене Лаптевой и Евгении Миллере.

 Когда мужчина и женщина выясняют отношения, публика никогда не остается равнодушной, ибо в зале есть и те, и другие.  Нехитрый сюжет пьесы состоит из одной случайно-неслучайной встречи, во время которой герои не сходят с маленького пятачка парка, и ничего особенного не происходит, одни сплошные диалоги, но… драматург сумел зацепить  за живое так, что оторваться от этой банальной истории невозможно. Слова так много значат и так обманывают, что почти не значат ничего…