Пьеса «Скамейка», написанная несколько десятков лет назад Александром Гельманом - настоящий подарок хорошим артистам. Когда-то на «скамейке» встречались Татьяна Доронина и Олег Табаков, и чиновники долго отговаривали Олега Ефремова от постановки этой асоциальной пьесы, подающей плохой пример строителям коммунизма. Однако спектакль пользовался большой любовью зрителей и собирал аншлаги. И вот уже тридцать пять лет пьесу ставят как в российских театрах, так и по всему миру. Как хорошо, что «Скамейка» сегодня вновь вернулась в театр Олега Павловича Табакова. Поставил ее режиссер Алексей Мурадов, после долгих поисков найдя своих героев в артистах Алене Лаптевой и Евгении Миллере.
Когда мужчина и женщина выясняют отношения, публика никогда не остается равнодушной, ибо в зале есть и те, и другие. Нехитрый сюжет пьесы состоит из одной случайно-неслучайной встречи, во время которой герои не сходят с маленького пятачка парка, и ничего особенного не происходит, одни сплошные диалоги, но… драматург сумел зацепить за живое так, что оторваться от этой банальной истории невозможно. Слова так много значат и так обманывают, что почти не значат ничего…
«Каждый вечер десятки тысяч мужчин обманывают десятки тысяч женщин», - оправдывается герой пьесы, но жизненный парадокс состоит в том, что каждый вечер женщины продолжают надеяться, что они – единственные. И невозможно однозначно встать на чью-либо сторону.
И все же, главный успех спектакля в удачном режиссерском выборе артистов, незащищенных стремительностью сюжета, переменой мест и декораций. Художники-постановщики Екатерина Татарская и Андрей Бендюк обошлись выразительным минимумом, основное внимание уделив скамейкам. Их две и обе вращаются, как вокруг себя, так и просто по кругу, получается, что, как ни крути, а от себя не уйти…
Режиссер Алексей Мурадов попал « в яблочко». Наивная, беспредельно доверчивая, беззащитная Она и наглый циничный лгун Он – это только часть их образов, которые неожиданно меняются почти на противоположные. Героиня Алены Лапиной кажется истеричной маньячкой, готовой на все, лишь бы заполучить этого конкретного мужчину – не то Алексея, не то Федю, не то снабженца, не то шофера, не то разведенного, не то женатого…
Герой Евгения Миллера – виртуозный проходимец, по-хлестаковски выкручивающийся из своего бездумного вранья, вдруг оказывается сентиментальным страдальцем, томящимся по светлой и чистой любви, по женской ласке. Смеясь его признанию: «…пошел по рукам, по подушкам, стал просыпаться в слезах…», не сразу понимаешь, что глаза его увлажнены искренне, он действительно ищет ту единственную, которая его поймет. Широко распахнутые глаза героини, только что сверкавшие ненавистью и обидой, тут же загораются новым огнем желания немедленно строить новые отношения, крепкую семью. Какой нормальный мужчина не сбежит от такой ненормальной после первой же встречи? Но герой Миллера почему-то не сбегает, и она, все, порываясь уйти, не уходит, возможно, оба в глубине души уже понимают, что нашли друг друга…
И совершенно неважно, как было в советское время, что герои «Скамейки» – люди рабочих специальностей: она - контролер на чулочно-носочной фабрике, а он – шофер, одиночество страшит и людей с высшим образованием и вовсе без оного.
Одиночество, ожидание и поиски любви, желание найти свою половинку… волновали и будут волновать людей всегда. В театре Табакова на спектакле «Скамейка» зрители получат то, ради чего обычно ходят в театр – немного посмеяться, чуть-чуть погрустить и что-то понять о жизни и себе…
спектакль "Скамейка", Табакерка, Театр Табакова, режиссер Алексей Мурадов, Алена Лаптева, Евгений Миллер
фотографии представлены пресс-службой театра
материал подготовлен для журнала "Театральный мир"