Театр Олега Табакова "продолжает и выигрывает" – режиссер и исполнитель главной роли Владимир Машков возродил легендарный спектакль "Матросская тишина", включив в состав и опытных, и молодых артистов, недавних выпускников Школы Олега Павловича.
Пьесы Александра Галича не так часто ставятся на российской сцене, как они того заслуживают. Когда-то пьесу Галича, написанную к открытию театра «Современник» в 1958 году, так и не увидевшую свет на этих подмостках, Олег Павлович, спустя тридцать лет, поставил в Школе-Студии МХАТ со своими студентами. Студенческий спектакль стал тогда событием театральной Москвы. Через два года «Матросская тишина» была признана своеобразной «Чайкой» «Табакерки»: молодой театр поддержали серьезные критики и безоговорочно полюбили зрители.
Трагикомедия Александра Галича в исполнении учеников Олега Павловича Табакова покорила весь мир, заставляя трепетать сердца театралов самых разных национальностей. С 1988 года Владимир Машков, начав репетировать в 23 года, почти двенадцать лет без замен и второго состава играл старика Шварца.
Сегодня, снова через знаковые тридцать лет, Владимир Машков, подхватил знамя Учителя, возродив спектакль вместе с Александром Мариным, Яной Сексте, Андреем Смоляковым, Сергеем Угрюмовым и молодыми артистами, которые, в силу возраста, не могли видеть спектакль вживую. «Взаимодействие артистов разных поколений очень важно, ведь опыт актера – жизненный, чувственный, очень трудно передается», - подчеркивает художественный руководитель Театра Олега Табакова.
Вот что после пресс-показа сказал журналистам дебютировавший в роли Давида Шварца Владислав Миллер (выпускник Школы Олега Табакова 2018 г.), принятый в стажерскую группу театра:
- Для меня, как и всех моих товарищей, самая большая радость была сегодня, когда мы вышли на зрителя. Мы пять месяцев репетировали, и так важно было почувствовать живую реакцию зала. Эта пьеса никогда не потеряет своей актуальности, потому что отношения отцов и детей будут всегда. Владимир Львович Машков – артист такого класса, что рядом с ним можно понять профессию. Мы репетировали по системе Константина Сергеевича Станиславского, он приносил томики Станиславского и находил ключ к каждой роли…
Актриса Театра Олега Табакова Яна Сексте, исполнительница роли Розы Гуревич:
- Основная идея этого спектакля для меня: мы – ЧЕЛОВЕКИ, и надо ими оставаться. Я студенткой первого курса сидела на ступеньках и смотрела этот спектакль, затаив дыхание. 27 января весь мир отмечает День Холокоста, но мне кажется, нужно помнить об этом и 28, и 29 и т.д., все дни года. Эта тема не потеряет своей актуальности никогда. Это так правильно, что спектакль вернулся на нашу сцену. И, как актриса, я скажу: играть в этом спектакле – немыслимое счастье! Он такой настоящий, искренний!
Артист Театра Олега Табакова Андрей Смоляков, исполнитель роли Чернышова:
- Новая сцена нашего театра – одна из лучших в Москве, если не самая лучшая по оснащению, возможностям и пр., и я очень рад за молодых актеров, которые только выходят на профессиональный путь – им повезло. Со сцены должны звучать хорошие умные слова, коими драматург Александр Галич обладает. «Матросская тишина» была очень дорога Олегу Павловичу и дорога нам…
Спектакль получился живым, трепетным, берущим за душу. Актерский ансамбль действует дружно, подхватывая реплики так молниеносно и точно, будто бригада врачей, участвующая в сложнейшей операции.
За эти годы выросло несколько поколений, которые не читали и не слышали Галича. Театр делает большое дело, обращаясь к новой аудитории, поднимая серьезные темы.
Воспитание сына главный герой пьесы Абрам Шварц видит в безжалостном контроле: чтобы стать Человеком, сын обязан заниматься музыкой с утра до ночи, пока отец торгует в лавке, простаивая «больными ногами на холодном цементном полу», зарабатывая деньги на образование Додика. Пока кладовщик Митя Жучков (Сергей Угрюмов) жалостливо кивает головой: «Мучаете вы паренька, Абрам Ильич, пусть погуляет…», пока Роза Гуревич (Яна Сексте), характерно причитая, хлопочет по хозяйству, выпроваживая детей на улицу, Давид - сын Абрама (Владислав Миллер) с ненавистью терзает скрипку, не замечая, как растет над собой, над своим родным местечком и оказывается в самой Москве.
Надолго останутся в памяти самые пронзительные сцены, в одной из которых Абрам Шварц приезжает из своего далекого местечка навестить любимого сына, лучшего студента Консерватории. У Абрама так блестят от гордости глаза, он мечтает погулять по Москве с взрослым сыном, но Давид не может простить отцу суровое детство, когда вместо игр со сверстниками был вынужден пилить целыми днями на скрипке. Давид страшно стыдится заросшего бородой и седыми космами отца, не имеющего отношения к музыке. Когда с трудом сдерживающий слезы Абрам, извиняясь и пятясь, оставляя сыну деньги и продукты, исчезает, мало кому в зрительном зале эти самые слезы сдержать удается. В финале – тоже сильнейшая сцена, когда смертельно раненому Давиду снится сон, в котором к нему приходит отец и рассказывает о трагической гибели всего их местечка. Давид взволнованно вспоминает, что его ранило, когда освобождали Тульчин, и просит у отца прощения.
В спектакле есть место не только слезам и скорби, но и доброй иронии и веселому смеху. Хорошие актерские работы Натальи Поповой (Хана), Арины Автушенко (Людмила), Ангелины Пахомовой (Таня) и других ребят – все они окончили Школу Табакова и активно заняты в репертуаре театра - позволяют надеяться на то, что будущее театра в надежных руках. Особенно яркой вышла у Арины Автушенко ее Людмила. Пытаясь понравиться Давиду, влюбленному в красавицу Таню, смешная девчонка сначала оглушает его комсомольским задором и наивными стихами, а затем, во время войны, оказавшись в том самом санитарном поезде, где умирает ее любимый Давид, серьезно и бережно ухаживает за ранеными, тщетно пытаясь скрыть свои чувства.
После пресс-показа журналисты окружили Владимира Машкова:
- Что изменилось в Вас, сегодняшнем, по сравнению с тем, каким Вы были тридцать лет назад, когда впервые получили роль Шварца?
- Я стал старше на тридцать лет и уже приближаюсь к возрасту своего любимого Абрама Шварца. Когда я начинал репетировать с Олегом Павловичем, мне было 23 года, многие вещи тогда были для меня непостижимыми. Опыт приходит к нам всю жизнь, и я очень хочу, чтобы спектакль продолжал жить, и все наши актеры участвовали в этом процессе. Каждый показ, каждый выход на зрителя уникален, ведь на театральной сцене нет дублей, театр требует полной реализации здесь и сейчас, и когда актеры получают впечатление от существования друг друга на сцене, тогда и зрителям это передается.
- Как художественный руководитель, вы продолжаете дело Олега Павловича Табакова, или у вас - свой взгляд на будущее театра?
- Все, что я есть, все мои мысли, первый успех и владение профессией, все - от моего Учителя. Олег Павлович первый разглядел основание того, что я должен быть на сцене. Я помню его мечту: чтобы наш маленький театр был всегда живым. Я подхватил его слова, что «живой театр не может иметь традиции», так что мы продолжаем традицию - театр без традиций.
С премьерой можно поздравить и театр, и зрителей. А за возвращение к актуальной пьесе Галича и вечной теме: "КАК ОСТАВАТЬСЯ ЧЕЛОВЕКОМ, НЕСМОТРЯ НИ НА КАКИЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА", хочется низко поклониться всему коллективу Театра Табакова и лично Владимиру Машкову. Давно я не видела, чтобы на пресс-показе звучали ТАКИЕ аплодисменты, а журналисты и фотографы, чего только не повидавшие на многочисленных московских премьерах, украдкой (чтобы коллеги не видели) вытирали слёзы.
фотографии Галины Фесенко
спектакль МАТРОССКАЯ ТИШИНА, режиссер Владимир Машков, режиссер Александр Марин, артисты: Владимир Машков, Владислав Миллер, Андрей Смоляков, Яна Сексте, Сергей Угрюмов, Сергей Беляев, Наталья Попова, Арина Автушенко, Ангелина Пахомова, Никита Уфимцев...