Породистый «ревизор»
«Ревизор» - легендарная комедия Табакерки, которую театр вновь дарит зрителям самых разных поколений. И снова Городничий бросает всем в лицо: «Над кем смеетесь?», - и снова невозможно не смеяться над гоголевскими персонажами в исполнении блистательных артистов Табакова. Свежая постановка Сергея Газарова – феерическое, услаждающее зрительный нерв, будоражащее ассоциациями ум увлекательное действо. Помимо колоритных, лихо придуманных и точно разобранных режиссерских мизансцен и отпущенной на волю (к всеобщей радости) актерской фантазии, хочется отметить замечательную сценографию Александра Боровского.
На сцене возвышается солидный губернаторский дом с огромными окнами, где строго по ранжиру и бестолковыми толпами суетятся герои пьесы, а в дальнем углу - убогая каморка под лестницей, завешанной выстиранным бельем, откуда не в меру гостеприимный градоначальник вытаскивает приободренного Хлестакова.
И безусловное украшение постановки - роскошные костюмы Марии Скурихиной, в которых, вероятно, удобно двигаться, совершать любые трюки, вплоть до цирковых. Например, Яна Сексте в роли Анны Андреевны поразительно бесстрашно скатывается со второго этажа прямо в объятия молодого повесы, а юный Хлестаков (Владислав Миллер) взлетает от избытка чувств на стену, цепляясь за невидимые крюки. А какой невероятно смешной грим и прически, преображающие артистов до неузнаваемости! Как же хороши Виталий Егоров (Гибнер)
и Александр Фесенко (Земляника), до чего же колоритны Сергей Угрюмов (Ляпкин-Тяпкин) и Александр Марин (Бобчинский-Добчинский)!
Бессмертный гоголевский текст всегда находит отклик у публики. Москвичи всех поколений неизменно покатываются на фразе тертого Сквозник-Дмухановского (Владимир Машков): «Чем больше ломки, тем больше означает деятельность градоправителя…». Зрители с девятнадцатого по двадцать первый век с удовольствием смеются над «мошенниками из мошенников», которые в России не переводятся. Действительно смешно, как чиновничья верхушка провинциального городка подобострастно ублажает легкомысленного пустобреха, а сам Хлестаков блаженно и счастливо дурит.
Городничий Владимира Машкова – матерый зверь, которого так просто не возьмешь, но вот эффект неожиданного ожидания вдруг сработал как карточный домик или домино, и все сдулось, сложилось в момент.
В роли Хлестакова – выпускник Школы Олега Табакова Владислав Миллер, уже сыгравший вместе с художественным руководителем в знаковом спектакле «Матросская тишина». Ничего не боится этот молодой артист и никого из своих предшественников - ревизоров не копирует. Его Хлестаков похож на игручего щенка, каких в виде взятки берет Ляпкин-Тяпкин. Он глуповат, но породист.
Он заигрывается, увлекаясь сразу и женой, и дочкой Городничего, но успевает выскочить сухим из воды. Сквозник-Дмухановский (Владимир Машков) крайне возмущен поведением своих женщин. Спортивная Анна Андреевна (Яна Сексте) и пышная в кружевах Марья Антоновна (Наталия Качалова)
лезут в окна, как кошки, и простираются на перилах балкона, шурша дорогущими нарядами (не зря восточные купцы плачут и жалуются заезжему начальнику на Городничего, уволакивающего ткани рулонами), пытаясь обольстить столичную штучку.
Чиновники всем скопом – и каждый сам по себе норовит подмазать больше другого или заложить остальных миляге ревизору, как торопится, например, смотритель богоугодных заведений (Александр Фисенко): «Я должен это сделать ради Отечества…».
Финальная сцена ужасающе торжественна: царственный выход семьи Городничего, уже узревших где-то там, поверх голов захватывающие дух перспективы. На фоне их ликования и презрения к челяди особенно страшно наблюдать за связанными веревкой избитыми до крови жалобщиками – купцами. И понятно, что этот, упивающийся властью, восседающий на медвежьей шкуре начальник, никого не помилует и никогда не поймет, что судьба – бумеранг. А вот уже и над ним хохочет весь город, пока он скрежет от ярости зубами и мысленно всех «этих щелкоперов, либералов проклятых» в порошок стирает.
фото Ксении Бубенец
материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 11 за 2019 год