Страсти по Катерине
Режиссер-хореограф-педагог Алла Сигалова поставила в Табакерке знаменитый документально-художественный очерк «Леди Макбет нашего уезда». У повести счастливая сценическая судьба, театры ее не забывают, поскольку богатейший психологический материал дает возможность актерам проявить себя. Лесков равно впечатляет и читателей, и зрителей. Постановок на российских сценах множество, но у нового спектакля Аллы Сигаловой – особая ниша. Сигалова всегда идет своим путем, ее чувственный порывистый эмоциональный почерк не спутаешь ни с кем. В хореографической драме «Катерина Ильвовна» режиссер соединила пластику, танец и драматическое действие, сопровождаемое в самые острые моменты краткими высказываниями героев.
Спектакль - событие и испытание одновременно, как для актеров, так и для зрителей. Чтобы так лихо исполнять сложнейший рисунок роли, заданный требовательным режиссером, нужно жить театром и любить репетиции, сопровождаемые в данном случае тяжелейшими физическими нагрузками. Чтобы до зрителей дошли все мэсседжи спектакля Сигаловой, нужно определенным образом настроиться на серьезный поход в театр, не на развлечение. Участвовать в этой постановке и быть ее зрителем – работа над «физикой» тела и «химией» души.
Больше всего здесь досталось актрисе Ирине Пеговой. Ее Катерина Ильвовна вступает на сцену веселой энергичной невинной девицей, а завершает свой жизненный путь матерой преступницей, диким зверем. Боязливая и неопытная Катерина, выйдя замуж за Зиновия Измайлова, нелюбимого и постылого, мгновенно расцветает, познав другого мужчину. Сергей (Александр Горбатов) умело ведет свою любовницу и в ласках, и в преступлениях до самого конца. Все, что происходит вокруг, совершенно не интересует Измайлову. Она равнодушно расчищает дорогу к вершине своей любви в предвкушении новых вспышек страсти. Безумная страсть доводит Катерину до полного безумия.
История известная. Каждому - свое, и нет дела до других. Безнаказанное преступление влечет за собой следующее, скука – питательная среда для любого порока. В «Мценском уезде» в ходу бесстыдные танцы и безудержные песнопения за неимением других доступных развлечений. Молодым людям в любую эпоху требуются сильные ощущения - каким угодно способом получить экстаз и сделать черно-белый мир цветным. Художники Николай Симонов, Мария Данилова и Айвар Салихов умело преображают скупое пространство сцены. Сценография и машинерия спектакля до того при кажущемся аскетизме сложна и технически совершенна, что от актеров требуется помимо актерского мастерства каскадерская ловкость. «Земля» здесь буквально уходит из-под ног героев спектакля, а сердца зрителей - в пятки от страха: а ну как актеры не успеют, сорвутся, провалятся…
Музыкальное оформление спектакля (Яна Лобахина) включает редкий фольклорный материал, те самые песнопения, записанные в длительных этнографических экспедициях, а еще звуковое сопровождение происходящего – страшный скрип, лязганье засовов, стук дверей, хруст, звон цепей, стоны и зубовный скрежет.
Актерский ансамбль «Катерины Львовны» – как слаженный оркестр: каждый играет свою партию точно, нельзя сфальшивить ни нотой, иначе разрушится гармония замысла. Оркестр большой, всех не перечислить, но без таких солистов как Яна Сексте в роли Аксиньи и Аня Чиповская в роли красотки Сонетки – музыки бы не случилось. Аксинья – важный свидетель, она знает и видит все, что не видит, о том догадывается, но безмолвствует. Героиня Яны Сексте горюет, обмирает от страха, уходит в плясовой отрыв и хлопочет по хозяйству. Аксинья – человек маленький, но с таким стержнем, что выживет в любых условиях, жажда жизни в ней сильней других.
Роковая Сонетка возникает только в финале на тюремном этапе. Она легко уводит от Катерины Сергея, роль у Ани Чиповской небольшая, но хлесткая и выразительная. Бывший любовник – добыча легкая, и на ее месте вполне могла оказаться любая, но режиссеру понадобилась именно эта актриса, которой достаточно высунуть свою изящную ножку из-под арестантских тряпок и мужское сердце ёкает, а уж при виде обнаженной груди Чиповской просто любое разбивается вдребезги.
Пропащая Катерина Ильвовна толкает Сонетку в воду и самолично идет с ней на дно. Эту невообразимую на сцене картину Алла Сигалова мастерски перенесла на экран так, что оторваться от двух женских тел борющихся в водной стихии, невозможно.
«Катерина Ильвовна» - настоящий эротический триллер, действующий на публику гипнотически: примерно с середины спектакля зрители цепенеют и сидят, застыв, до самого финала.
материал опубликован в журнале "Театральный мир" № 6 за 2017 год