Гей, на волю
Свою новую пьесу драматург Александр Галин назвал «Парад», предупредив читателей и администрацию театров, собирающихся ее поставить, что, хотя в ней нет ни капли матерщины и иных незаконных вкраплений, все же это произведение должно быть представлено людям строго старше восемнадцати лет. В связи с последними событиями и вмешательствами в российскую культурную жизнь агрессивных борцов за мораль и нравственность творцам приходится как-то их упреждать.
Автор писал «человеческую комедию», но, будучи хорошим и глубоким драматургом, в рамках комедии не замкнулся, затронув важнейшие стороны сегодняшнего человеческого бытия. Новое время, которое давно и спокойно течет в Европе, Россию сильно встряхнуло в девяностых, и, если в Москве и Санкт-Петербурге уже привыкли ничему не удивляться, то в провинции, где преобладают консервативные взгляды, еще крепки вековые устои и традиции, на чужие косятся. Особо активные консерваторы призывают сограждан «не поступаться принципами».
Обостряя ситуацию, режиссер спектакля Сергей Газаров переименовал строгий «Парад» во вседозволенный «Амстердам», чтобы зрители сразу вспомнили: в этом городе можно все, что в других местах противозаконно. К слову сказать, город этот прекрасно себе процветает уже много лет, несмотря ни на что.
Главный герой спектакля Скворцов (Михаил Ефремов) – успешный бизнесмен, отправивший сына за границу учиться, как и многие богатые россияне, не доверил воспитание своего чада Отечеству. Жена, естественно, поехала за ребенком, по российской традиции – в Лондон. Но время сегодня в России такое, что еженедельный уик-энд за границей не поощряется, и Скворцов собирается вернуть семейство на Родину, ну, а пока свидание в Амстердаме с женой Ларисой (Алена Бабенко) и сыном Виктором (Шамиль Хаматов). Амстердам – город праздников, бесконечных торжеств и парадов защитников всяческих человеческих прав. Люди веселятся и ликуют по разным нетрадиционным поводам, а гражданин Скворцов, переживая свое традиционное воскресное похмелье, изумляется этому зрелищу с балкона гостиничного номера.
Все первое действие публика хохочет навзрыд, потому что ежеминутно разыгрывается комедия положений. Все узнаваемо и реально, и потому смешно. И невозможно никем в театральном мире заменить Михаила Ефремова в этой роли чиновника-бизнесмена-патриота. В состоянии сильного подпития, теряя равновесие, но, не теряя «принципов», Скворцов пытается строить жену и сына, а заодно и гей-демонстрантов. От Ефремова не оторвать глаз: боишься упустить мельчайшие подробности его слияния с персонажем. Кажется, пусти режиссер на сцену кошку или собаку, никто их не заметит: Михаилу Олеговичу не занимать у природы органичности.
Некоторые борзописцы в прессе уже упрекнули создателей спектакля в ёрничестве, мол, легко стебаться над такими вещами, как папаха, сабля, казацкая удаль, песни, алкоголь без меры. Так за авторов спектакля уже давно вступился Николай Васильевич Гоголь: «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива…». Это мы сами не толерантны к разнообразию мира, а не он к нам. Это мы сами сто лет продолжаем тыкать иностранцам в лицо матрешками и балалайками, поскольку на сегодняшний день не можем похвастать ни легкой, ни тяжелой промышленностью.
Исполнение родительского и супружеского долга бушующим Скворцовым вязнет в бесшабашной, но очень мирной атмосфере гей-парада. Тут сталкиваются две, не скажу, цивилизации, ментальности. Приятель скворцовского сына с женским именем Долорес (Евгений Павлов) является полной противоположностью крепкому герою Михаила Ефремова. Он – субтильный и тонкий, эмоциональный и нежный. Будучи русским по матери, большим любителем и знатоком русского языка, Долорес с трудом может понять Скворцова, но при этом старается, очень старается, чтобы ему и всем вокруг было хорошо.
Во втором действии есть такие моменты, когда зал замирает, погружаясь в грустное мыслесозерцание, что особенно ценно в театре. Время уносится так стремительно и непоправимо, что любой неверный шаг может оказаться губительным для нашего земного шарика. Как бы научиться, сообща, бороться с глобальными природными катаклизмами, угрожающими всем гомосапиенсам, а не выступать тяжелым скопом против индивидуумов?
Текст Александра Галина не претендует на истину в последней инстанции, он – не о них, он – о нас. Хватит уже махать сабельками: «Если завтра война, если завтра в поход…». Кто пойдет? Наши мужики уже давно пребывают в расслабленном состоянии, наши здравомыслящие дети от армии стараются откосить (с помощью здравомыслящих родителей). А вот Долорес готов, если что, как бабочка в огонь…
На артиста Евгения Павлова не налюбуешься: грация и обаяние зашкаливают в пределах разумного: «Вам кажется, что я – ошибка природы? Но у природы не бывает ошибок!». Его Долорес - такой трогательный рядом с грозным Скворцовым: «Вы решили защищать мир от таких как я? Да я готов сдаться вам без боя…». «На хрен ты нам нужен, да еще без боя...», – ворчит Скворцов под взрывы зрительского хохота.
Конечно, это чудное зрелище не состоялось бы без хореографии Александра Мацко, сценографии и костюмов Алла Коженковой и музыки композитора Алексея Айги.
И было бы несправедливо не упомянуть актрису Алену Бабенко, которая энергично и высокопрофессионально воплощает на сцене любящую мамочку, не забывающую в приступах особого волнения менять роскошные наряды. Роли Виктора, Карины и Марины (Шамиль Хаматов, Дарья Белоусова и Виктория Романенко) прописаны довольно схематично, но молодые актеры труппы тоже стараются поддержать атмосферу комедии положений.
У драматурга Галина, и у режиссера Газарова, и у артиста Михаила Ефремова такое превосходное чувство юмора, что зрителям, обладающим тем же чувством советую пытаться попасть на «Амстердам» в театр «Современник», что будет непросто, ибо на ближайшие месяцы все билеты давно раскуплены.
фотографии с официального сайта театр Современник
материал опубликован в журнале "Театральный мир", февраль 2017
спектакль "Амстердам", театр "Современник", режиссер Сергей Газаров, артисты: Михаил Ефремов, Алена Бабенко, Евгений Павлов, Шамиль Хаматов