Как хорошо, что в «Современнике» есть Другая сцена, где молодые режиссеры и артисты могут пробовать себя в разных жанрах и ипостасях. Так, студент ГИТИСа Андрей Маник (Мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова) заинтересовал своей режиссерской экспликацией руководство театра, в результате чего, в репертуаре «Современника» появился новый спектакль.
Свежая пьеса Дмитрия Данилова «Свидетельские показания» мгновенно обрела популярность, как и две его предыдущие пьесы – реальные, внятные, слегка абсурдные, остроумно цепляющие знакомыми до боли ситуациями, рассмотренными с неожиданного ракурса. «Свидетельские показания» ушли «в народ», воплощаясь эскизами на театральных лабораториях, и театр «Современник» оказался в первых рядах.
В пьесе Данилова невидимый следователь по уголовному делу собирает свидетельские показания. В наличии – труп молодого мужчины, выпавшего/выбросившегося/выкинутого (?) из окна, и полтора десятка его бывших знакомых, сообщающих некоторые сведения, противоречивые и не всегда внятные. Показания, из которых следователю необходимо составить портрет погибшего незнакомца и прояснить картину происшествия, складываются в пеструю абстракцию, ничего не значащую для дела, но очень важную для души, которой следственные органы не занимаются.
Слова свидетелей выражают не отношение к ушедшему в неизвестность их знакомцу, приятелю, работнику, любовнику, сослуживцу и пр., а собственное «Я», которое для каждого из них (нас) важней всего остального.
Дмитрий Данилов сделал настоящий подарок режиссерам, отпустив свою пьесу на волю их фантазии. У драматурга нет описания героев, только указание пола допрашиваемых: ОН и ОНА, поэтому в разных постановках можно увидеть произвольное количество артистов, исполняющих роли свидетелей. В одном эскизе я наблюдала пару актеров, забавно и молниеносно преображающихся в разных персонажей с помощью изменения некоторых деталей грима и одежды, едва успевая изменить голос и характер. В другом эскизе – на каждого свидетеля было по актеру, и режиссеру можно было сильно не париться, однако, эскиз вышел скучным и поверхностным.
Андрей Маник в своем спектакле задействовал восемь молодых актеров, придумав каждому яркие типажи и узнаваемые детали. Дмитрий Смолев, Полина Пахомова, Дарья Белоусова, Марина Лебедева, Полина Рашкина, Илья Лыков, Николай Клямчук – появляются с разных сторон (сценография и костюмы Евгении Ржезниковой), в том числе, с балконов. Смешно, трепетно, мрачно, саркастично, волнующе, удивленно, раздраженно, гневно, печально – целое море реакций людей, только что узнавших о смерти хорошо / малознакомого человека. О своих личных переживаниях, недовольствах, обидах, печалях свидетели делились со следователем, ничего не проясняя в случившейся трагедии. Сосед ворчал, что из квартиры умершего раздавался не на тот «музон». Работодатель недоволен наличию дорогой машины у своего нанятого работника. Бывшая возлюбленная разочарована, что не позвал обратно, «брат-литератор» обижен на то, что у погибшего человека уже после одной книжкой - успех, а у него три, и никто его не знает. Отчим всегда знал, что этот парень плохо кончит…
Характеристики погибшего ни у кого не совпали. Для кого-то он был умным и талантливым, для кого-то - ничтожным, для одного – «нормальный пацан», для другого – задавака и сноб, для третьего – незаметный прихожанин, четвертым-пятым и вовсе нечего сказать.
То, что главный герой (Семен Шомин) в спектакле Андрея Маника, «вылетев» из окна, все действие лежит ничком на глазах у зрителей, и некоторые свидетели, как бы, видят его перед собой, добавляет действию легкой интриги. Вместе со следователем зрителям приходится ломать голову над тем, что произошло.
Финальный монолог героя все объясняет и обескураживает - на самом деле, есть, над чем задуматься....
«Свидетельские показания» – прежде всего, о людях, об их отношениях между собой, о смысле жизни. Спектакль вышел коротким, увлекательным, можно сказать, захватывающим, благодаря хорошей режиссуре и интересным актерским работам.
спектакль "Свидетельские показания", Театр "Современник", режиссер Андрей Маник, отзыв, рецензия