Драматургия Александра Вампилова - одного из лучших советских писателей, трагически рано ушедшего, никого не оставляла равнодушным, задевая самые тонкие струнки души. Вампилов был настоящим "инженером человеческих душ", как в советское время называли литераторов, поскольку хорошо понимал и описывал людей, их слова и поступки. Неудивительно, что и сегодня молодые режиссеры вдохновляются его атмосферными пьесами, например, «Старший сын» идет сразу в трех московских театрах.

О премьере нынешнего сезона в Театре им. Маяковского рассказывают сами участники:

Режиссер спектакля Анатолий Шульев

- С полгода назад мы с нашими студентами (ГИТИС, Мастерская Миндаугаса Карбаускиса) начали работать над советской драматургией, чтобы научить ребят на сцене думать. Драматургия простая человечная, хорошо прописаны диалоги. Пьеса Вампилова показалась мне очень личной, после депрессивной Гедды Габлер мне нужно было излечение. Вампилов – больше, чем советский драматург, в нем есть что-то, что возвышает над временными реалиями, не случайно его пьесы часто ставят и за рубежом его хорошо понимают.

Мы сразу предложили роль Игорю Матвеевичу, он долго сомневался и решился. С ним работать очень интересно. Вампилов  создает погоду, атмосферу у  него есть драматический конфликт, и в финале - надежда. Пережив некий депрессивный период, я понял, что в театре это не нужно, надо оставлять людям надежду.

У Вампилова очень спрессовано время, Васе, наверное, понадобилось бы больше времени, чтобы поверить этим людям. Мы работали над этим спектаклем три месяца. Мне очень нравятся старые вещи

Мой учитель Римас Туминас говорит: «Современность неуловима», и только сейчас я начинаю это понимать.

 

Художник-постановщик Мариус Яцовскис

- Каждая новая постановка всегда - очень сложная. Это наша четвертая работа с Анатолием Шульевым. В театре им. Маяковского мы с ним сделали «Бешеные деньги», на сцене театра Пушкина в прошлом году - «Гедду Габлер». С каждой новой работой мы все лучше понимаем друг друга, тем не менее, каждая работа требует нового взгляда. Я всегда стараюсь избежать на сцене быта, мне кажется, что все это – второстепенное. Для меня больше важны атмосфера, настроение спектакля. История «Старшего сына» - о людях, любви, о таких качествах, как доверчивость, наивность, которые сегодня считаются слабостями, а они всем нужны. Больше всего мне нравится, что спектакль получился совсем непохожим на знаменитый фильм, и при этом в нем есть все то, что заложено в пьесе.

Исполнитель роли Владимира Бусыгина - Алексей Дякин

- Это моя первая встреча с драматургией Вампилова. Скажу так: тонко, глубоко, сложно, необычно. На первый взгляд, легкая обыкновенная история, но там - такой айсберг, такая глубина, пришлось попотеть. Сложность Бусыгина – оказаться в такой ситуации: проникнуть в чужую квартиру и сказать, что я – ваш сын, а потом встретить там свою любовь и, не имея отца, полюбить чужого человека, как отца. Мне, как артисту Алексею Дякину, был нужен именно такой материал, потому что со мной такого никогда не было. Признаюсь, я смотрел фильм «Старший сын», и он мне нравится. Но кино - это  кино, театр - это театр, а я - это я. 

С Игорем Матвеевичем Костолевским мне работалось прекрасно, было всякое, но мы понимали друг друга, и с ним - очень комфортно, как с партнером. Он – такой же, как и я, актер, у нас с ним не было такого: кто старше, кто младше.  У нас в спектакле собрался прекрасный коллектив, и у нас на всех бьется одно сердце.

Исполнительница роли Нины Сарафановой Полина Лазарева

- До меня не сразу дошло, что «Старший сын», это - такая потрясающая драматургия. У Вампилова  очень здорово написан текст – ничего не добавить, не убавить. И он очень близок к нашему времени. С одной стороны,  написано все очень просто, но так по-настоящему, что приходится глубоко вникать в суть, чтобы самой подключиться к этой истории и донести ее до зрителя. Я как раз хорошо понимаю, про что спектакль, а моя Нина понимает это только в конце спектакля. Для меня эта пьеса о самом главном – о семье, о любви. Куда без семьи, без тыла? Я не могу себе представить, чтобы переехать в другой город, в другую страну, когда у меня все здесь: мой дом, мои родители, бабушка, дедушка, я без них просто не выживу. Может, это - инфантильность и страх самостоятельной жизни, но я без своей семьи совсем не могу.

Я, может, выгляжу строже своего персонажа, а по сути, я - такой мышонок. Мои папа и бабушка были на прогоне и очень меня поддержали, так что теперь мне ничего не страшно, ведь у меня дома – самые строгие критики.