Сто­лич­ным те­ат­ра­лам всегда везет боль­ше дру­гих: им есть куда по­дать­ся. Мало того, что ко­ли­че­ство московских те­ат­ров ис­чис­ля­ет­ся сот­ня­ми и, чтобы пе­ре­смот­реть хотя бы по од­но­му их спек­так­лю, нужно ежеднев­но хо­дить в театр в те­че­ние года, так ведь еще каж­дый новый сезон в Москве про­­хо­дит несколь­ко за­мет­ных пре­мьер, ко­то­рые нель­зя про­пу­стить. Глав­ное, не рас­те­рять­ся в этом лесу афиш, найти до­стой­ный спек­такль по сво­е­му вкусу.

http://www.biletexpress.ru/photogallery_spectacl/14064.jpg

Множество зри­те­лей не в курсе, что в мос­ков­ском ТЮЗе спек­такль «Дама с со­бач­кой» идет уже боль­ше де­ся­ти лет (с 2001-го года).

Те­ат­ро­ве­ды об­су­ди­ли пре­мье­ру, от­пи­са­лись в свои из­да­ния и на­ки­ну­лись на сле­ду­ю­щие пре­мье­ры, а тем вре­ме­нем тю­зов­ский спек­такль жил, взрос­лел, на­би­рал силы и вы­хо­дил на новый уро­вень. Се­го­дняш­ний спек­такль по­до­бен зре­ло­му вину, ко­то­рое нель­зя мах­нуть зал­пом, а нужно сма­ко­вать по гло­точ­ку, по­лу­чая удо­воль­ствие от вкуса и за­па­ха, раз­гля­ды­вая на свет и лю­бу­ясь цве­том.

По­ку­пая билет на «Даму с со­бач­кой», можно не вол­но­вать­ся, будут ли видны лица ак­те­ров, будет видно все и всем, все, до еди­ной чер­точ­ки, до удивленного подъема бровей, ибо дей­ствие спек­так­ля раз­во­ра­чи­ва­ет­ся на зрительском бал­коне. Ре­жис­сер Кама Гин­кас про­сто за­крыл пар­тер (также как в спек­так­ле «Чер­ный монах») в ущерб кас­со­вым до­хо­дам, поз­во­ляя себе ду­мать толь­ко о вы­со­ком.

Пу­стой пар­тер, объ­еди­нен­ный чер­ным про­стран­ством со сце­ной мыс­лью ху­дож­ни­ка Сер­гея Барх­и­на, об­ра­зу­ет бес­край­нее Чер­ное море, с двумя за­стыв­ши­ми ма­лень­ки­ми ло­доч­ка­ми. И пока вы вгля­ды­ва­е­тесь в да­ле­кий го­ри­зонт, прямо перед вами на бал­кон со сто­ро­ны пар­те­ра (пар­дон, моря) «за­плы­ва­ют» че­ты­ре ве­се­лых пер­со­на­жа, воз­буж­ден­но крича и махая ру­ка­ми. По­на­ча­лу по­ло­са­тые трико и кло­ун­ские вы­ход­ки по­вер­га­ют в недо­уме­ние: это – Чехов? Но вско­ре со­мне­ния ис­че­за­ют - да, ко­неч­но, это - Антон Пав­ло­вич во всей красе - от фе­лье­то­нов Ан­то­ши Че­хон­те до груст­ных мыс­лей док­то­ра Че­хо­ва о смыс­ле жизни и любви.

У Че­хо­ва нет такой пьесы: «Дама с со­бач­кой», но и в спек­так­ле Гин­ка­са – ни дамы, ни со­бач­ки не на­блю­да­ет­ся. Есть мо­ло­дая ве­се­лая особа (Мария Лу­го­вая), от скуки при­ни­ма­ю­щая знаки вни­ма­ния от од­но­го им­по­зант­но­го ло­ве­ла­са. Док­тор Гуров (Игорь Гор­дин) – вполне себе здо­ро­вый муж­чи­на с по­вад­ка­ми бы­ва­ло­го ку­рорт­ни­ка, в меру пош­лый и в меру ци­нич­ный.

Дей­ствие по ходу дела сдаб­ри­ва­ет­ся парой «ко­вер­ных» (Алек­сандр Та­ра­нь­жин, Алек­сей Дуб­ров­ский), не поз­во­ля­ю­щих ску­чать иным, не лю­бя­щим особо на­пря­гать­ся зри­те­лям.

Пока ку­рорт­ный ро­ман­чик бурно раз­ви­ва­ет­ся (число ре­жис­сер­ских на­хо­док по­ра­жа­ет во­об­ра­же­ние: на­при­мер, лю­бовь так еще никто не по­ка­зы­вал, но мы это опи­сы­вать не ста­нем, это надо ви­деть), на­сту­па­ет время рас­ста­ва­ния. Чер­ная стро­гая одеж­да сме­ня­ет кло­ун­ские ко­стю­мы (ху­дож­ник Татьяна Барх­и­на), хотя при этом «цирк» ни­ку­да не ис­че­за­ет, про­сто трюки ста­но­вят­ся дру­ги­ми, а кло­у­на­да при­об­ре­та­ет ча­п­лин­ские ин­то­на­ции. «Дождь» из кув­ши­на, про­ли­ва­е­мый на зонт, под ко­то­рым свер­ка­ют сле­за­ми глаза Игоря Гор­ди­на, и «ветер» из-под руки влюб­лен­но­го док­то­ра, ро­ман­тич­но раз­ве­ва­ю­щий жен­ские во­ло­сы и склад­ки пла­тья, все это уже не смеш­но, а груст­но. Ли­ри­че­ский клоун – вер­ши­на цир­ко­во­го ис­кус­ства.

http://wingwave.narod.ru/damadog/008.jpg

В дни пре­мье­ры неко­то­рые те­ат­раль­ные кри­ти­ки ехид­но при­ме­ча­ли, что Игорю Гор­ди­ну, в от­ли­чие от ге­ро­и­ни, роль была по­да­ре­на ско­рей на вы­рост. Шли годы, «даму» иг­ра­ет дру­гая ак­три­са, а Гор­дин в роли док­то­ра те­перь таков, что вполне может иг­рать мо­но­спек­такль «Дама с со­бач­кой» (тем более, что со­бач­ка Каме Гин­ка­су вовсе не по­тре­бо­ва­лась), от его героя глаз не ото­рвать – на­столь­ко силь­на и раз­но­об­раз­на гамма чувств, па­лит­ра кра­сок, ко­то­рой вла­де­ет актер.

В спек­так­ле текст почти без купюр, но это - не ак­тер­ское чте­ние по ролям (тем более, что роли пи­са­тель не рас­пи­сы­вал), а пол­но­цен­ная сце­ни­че­ская вер­сия од­но­го из ве­ли­чай­ших рас­ска­зов Че­хо­ва о любви.

Немно­го жаль школь­ни­ков, осо­бен­но маль­чи­шек, то­мя­щих­ся доб­рую по­ло­ви­ну спек­так­ля: им, вы­рос­шим в эпоху ком­пью­тер­ных стре­ля­лок и от­то­го за­дер­жав­ших­ся в дет­стве, труд­но по­нять, от­че­го стра­да­ют эти взрос­лые люди. Маль­чиш­ки хи­хи­ка­ют и тол­ка­ют друг друга лок­тя­ми, об­на­ру­жи­вая в неко­то­рых сце­нах дву­смыс­лен­ность, в то время как дев­чон­ки, забыв о невы­клю­че­ных, как обычно, га­д­же­тах, смот­рят на ак­те­ров ши­ро­ко рас­кры­ты­ми гла­за­ми, боясь про­пу­стить слово. Учи­те­лям не сле­до­ва­ло бы во­дить на такие спек­так­ли детей це­лы­ми клас­са­ми, тут очень тонкая материя, ин­тим­ные пе­ре­жи­ва­ния, каж­дый дол­жен размышлять са­мо­сто­я­тель­но.

http://barkhin.ru/wp-content/uploads/dama06.jpg

В «Даме с со­бач­кой» все услов­но и иро­нич­но, кроме на­сто­я­щей любви, вы­рос­шей из плос­кой ин­триж­ки. И пусть обыч­но своим ге­ро­ям Чехов не давал на­сла­дить­ся жиз­нью, она все­гда им толь­ко гре­зи­лась («…в Моск­ву, в Моск­ву…»). В спек­так­ле Камы Гин­ка­са сча­стье при­сут­ству­ет, иначе зри­те­ли не вы­хо­ди­ли бы из те­ат­ра с та­ки­ми свет­лы­ми ли­ца­ми.

Шекс­пи­ров­ское «вся жизнь – театр» ре­жис­сер Кама Гин­кас пе­ре­ина­чил по-сво­е­му: «театр – вся жизнь».

Жаль, что в Рос­сии так много те­ат­ров, скуч­но ад­ре­со­ван­ных юному зри­те­лю, пора их пе­ре­име­но­вы­вать как неко­то­рые улицы и го­ро­да ушед­шей со­вет­ской эпохи, у каж­до­го долж­но быть свое лицо, а у мос­ков­ско­го ТЮЗа – оно давно есть, и оно – осо­бен­ное.

И, еще – не упу­сти­те в МТЮЗе и дру­гие спек­так­ли. По рас­ска­зам Че­хо­ва Кама Гин­кас со­здал три­ло­гию о любви, жизни и смер­ти, так что обя­за­тель­но нужно идти на «Чер­но­го мо­на­ха» и «Скрип­ку Рот­шиль­да», чтобы пол­но­стью на­сла­дить­ся «че­ло­ве­че­ской ко­ме­ди­ей».

https://www.teatrall.ru/teatr/mtyuz/1123-dama-s-sobachkoj/#!