Столичным театралам всегда везет больше других: им есть куда податься. Мало того, что количество московских театров исчисляется сотнями и, чтобы пересмотреть хотя бы по одному их спектаклю, нужно ежедневно ходить в театр в течение года, так ведь еще каждый новый сезон в Москве проходит несколько заметных премьер, которые нельзя пропустить. Главное, не растеряться в этом лесу афиш, найти достойный спектакль по своему вкусу.
Множество зрителей не в курсе, что в московском ТЮЗе спектакль «Дама с собачкой» идет уже больше десяти лет (с 2001-го года).
Театроведы обсудили премьеру, отписались в свои издания и накинулись на следующие премьеры, а тем временем тюзовский спектакль жил, взрослел, набирал силы и выходил на новый уровень. Сегодняшний спектакль подобен зрелому вину, которое нельзя махнуть залпом, а нужно смаковать по глоточку, получая удовольствие от вкуса и запаха, разглядывая на свет и любуясь цветом.
Покупая билет на «Даму с собачкой», можно не волноваться, будут ли видны лица актеров, будет видно все и всем, все, до единой черточки, до удивленного подъема бровей, ибо действие спектакля разворачивается на зрительском балконе. Режиссер Кама Гинкас просто закрыл партер (также как в спектакле «Черный монах») в ущерб кассовым доходам, позволяя себе думать только о высоком.
Пустой партер, объединенный черным пространством со сценой мыслью художника Сергея Бархина, образует бескрайнее Черное море, с двумя застывшими маленькими лодочками. И пока вы вглядываетесь в далекий горизонт, прямо перед вами на балкон со стороны партера (пардон, моря) «заплывают» четыре веселых персонажа, возбужденно крича и махая руками. Поначалу полосатые трико и клоунские выходки повергают в недоумение: это – Чехов? Но вскоре сомнения исчезают - да, конечно, это - Антон Павлович во всей красе - от фельетонов Антоши Чехонте до грустных мыслей доктора Чехова о смысле жизни и любви.
У Чехова нет такой пьесы: «Дама с собачкой», но и в спектакле Гинкаса – ни дамы, ни собачки не наблюдается. Есть молодая веселая особа (Мария Луговая), от скуки принимающая знаки внимания от одного импозантного ловеласа. Доктор Гуров (Игорь Гордин) – вполне себе здоровый мужчина с повадками бывалого курортника, в меру пошлый и в меру циничный.
Действие по ходу дела сдабривается парой «коверных» (Александр Тараньжин, Алексей Дубровский), не позволяющих скучать иным, не любящим особо напрягаться зрителям.
Пока курортный романчик бурно развивается (число режиссерских находок поражает воображение: например, любовь так еще никто не показывал, но мы это описывать не станем, это надо видеть), наступает время расставания. Черная строгая одежда сменяет клоунские костюмы (художник Татьяна Бархина), хотя при этом «цирк» никуда не исчезает, просто трюки становятся другими, а клоунада приобретает чаплинские интонации. «Дождь» из кувшина, проливаемый на зонт, под которым сверкают слезами глаза Игоря Гордина, и «ветер» из-под руки влюбленного доктора, романтично развевающий женские волосы и складки платья, все это уже не смешно, а грустно. Лирический клоун – вершина циркового искусства.
В дни премьеры некоторые театральные критики ехидно примечали, что Игорю Гордину, в отличие от героини, роль была подарена скорей на вырост. Шли годы, «даму» играет другая актриса, а Гордин в роли доктора теперь таков, что вполне может играть моноспектакль «Дама с собачкой» (тем более, что собачка Каме Гинкасу вовсе не потребовалась), от его героя глаз не оторвать – настолько сильна и разнообразна гамма чувств, палитра красок, которой владеет актер.
В спектакле текст почти без купюр, но это - не актерское чтение по ролям (тем более, что роли писатель не расписывал), а полноценная сценическая версия одного из величайших рассказов Чехова о любви.
Немного жаль школьников, особенно мальчишек, томящихся добрую половину спектакля: им, выросшим в эпоху компьютерных стрелялок и оттого задержавшихся в детстве, трудно понять, отчего страдают эти взрослые люди. Мальчишки хихикают и толкают друг друга локтями, обнаруживая в некоторых сценах двусмысленность, в то время как девчонки, забыв о невыключеных, как обычно, гаджетах, смотрят на актеров широко раскрытыми глазами, боясь пропустить слово. Учителям не следовало бы водить на такие спектакли детей целыми классами, тут очень тонкая материя, интимные переживания, каждый должен размышлять самостоятельно.
В «Даме с собачкой» все условно и иронично, кроме настоящей любви, выросшей из плоской интрижки. И пусть обычно своим героям Чехов не давал насладиться жизнью, она всегда им только грезилась («…в Москву, в Москву…»). В спектакле Камы Гинкаса счастье присутствует, иначе зрители не выходили бы из театра с такими светлыми лицами.
Шекспировское «вся жизнь – театр» режиссер Кама Гинкас переиначил по-своему: «театр – вся жизнь».
Жаль, что в России так много театров, скучно адресованных юному зрителю, пора их переименовывать как некоторые улицы и города ушедшей советской эпохи, у каждого должно быть свое лицо, а у московского ТЮЗа – оно давно есть, и оно – особенное.
И, еще – не упустите в МТЮЗе и другие спектакли. По рассказам Чехова Кама Гинкас создал трилогию о любви, жизни и смерти, так что обязательно нужно идти на «Черного монаха» и «Скрипку Ротшильда», чтобы полностью насладиться «человеческой комедией».
https://www.teatrall.ru/teatr/mtyuz/1123-dama-s-sobachkoj/#!