Режиссер не стал менять название пьесы (у него своя «поздняя любовь» к классике), а лишь добавил сокращенную до первой и последней буквы фамилию драматурга «О-й», так, что слышится вполне уместное в данном случае междометие «ой». И, действительно, пока действие разворачивается, публика не однажды успевает ойкнуть – так необычно выглядят и жестикулируют персонажи Островского.
В этот спектакль нужно непременно «въехать»: неизвестные молодые актеры в нарочито эпатажном гриме бормочут-завывают невнятный текст, в то время как по экрану титрами ползут знакомые строки Островского. На сцене – мужчины, переодетые в женщин, и девушки, играющие стариков. Поначалу это слегка напрягает зал, потом сцены, сменяющиеся одна за другой, так удивляют и захватывают, что забываешь о первоначальном неприятии и глаз не можешь оторвать от действия.
Спектакль сделан в эпатажной гротесковой манере, похож на странную клоунаду, буффонаду – чем дальше, тем смешнее и печальнее.
Онуфрий Потапыч, купец (Вероника Тимофеева) преподносит огромную свиную ногу старичку-адвокату (Алина Ходжеванова), так сказать, подкладывает свинью, предложив обстряпать темное дельце с одной долговой распиской. Черные кляксы на полу и стенах словно подчеркивают творящуюся гадость.
Тем временем, страшненькая бровастая, очень выразительная барышня, как сказано у Островского, «немолодая девушка» Людмила (Мария Смольникова) – влюбляется в непутевого гуляку, сына хозяйки, в доме которой они с отцом скромно проживают. Ее любовь Николаю Шаблову (Александр Кузнецов) не нужна, а вот преданность спасает, и не раз. Николай читает отповедь влюбленной Людмиле своим вампирски алым ртом, сверкая страшными кровавыми глазами – и как такого красавца забыть?
Поздняя любовь способна на все, даже на преступление: «Разве честно опять будить мои чувства? Ваш только один намек на любовь опять поднял в душе моей и мечты, и надежды, разбудил и жажду любви, и готовность самопожертвования... Ведь это поздняя, быть может, последняя любовь; вы знаете, на что она способна... а вы шутите над ней…»
Поскольку пафосные интонации девятнадцатого века для молодежи столь же архаичны, как и кассетный магнитофон двадцатого, последний тут наглядно используется: из него доносится внятная пламенная речь Людмилы, которая вне записи шепелявит также, как отец с одним зубом во рту. На сцене воркуют папа с дочкой, а в зале явственно слышится клекот, будто действие происходит на птичьем дворе (вообще ассоциации с «Гадким утенком» Бардина посещают не раз).
Все персонажи этого крымовского спектакля, кстати, говорят нарочито невнятно, но парадокс в том, что понятно все. Нелепые маски дурачка, клоуна, карабаса-барабаса здесь вполне уместны, они уводят зрителя от банальности бытовой драмы, давно изученного сюжета, подобное можно найти у Даниила Хармса, анекдоты которого чаще всего грустны и страшны. А яркую Варвару Харитоновну Лебедкину в сочном исполнении Константина Муханова и комическую старуху Фелицату Антоновну Шаблову, убедительно прожитую Евгением Старцевым, вообще невозможно забыть.
Классического текста А.Н. Островского в спектакле, на удивление, много, но водить к Крымову на «О-го» школьников, пожалуй, не стоит.
Зато театральным гурманам у него всегда есть чем поживиться. Спектакль «О-й. Поздняя любовь» полон сочных метафор и молодого хулиганства, которых всегда ждешь от ШДИ вообще и крымовских студентов, в частности.