Сценическая фантазия Романа Виктюка на тему произведений Жана Кокто, восстановленная из его архивных записей – дань памяти Мастеру. Молодой режиссер Александр Карпушин дерзнул, пытаясь найти, повторить ту самую незабываемую интонацию, которая отличала постановки Виктюка.

Спектакль Карпушина еще пока сыроват: некоторые детали хочется привнести (например, облагородить пространство, в котором существуют герои), а некоторые сцены убрать (например, вставные хореографические номера в стиле балета Тодес), но в нем все равно уже царит та самая любовь к Театру, к безумию Восторженности, которая требует служения. Именно настоящего служения всегда ждал от актеров Мастер, сам преданный Искусству до конца.

 

Замечательно существуют в спектакле две главные героини: Марго (Людмила Погорелова) и Аннет (Анна Нахапетова). От их женской  артистической дуэли в зрителей буквально летят огненные искры - не оторваться, не уклониться.

Смысл жизни знаменитой актрисы Марго – в любви - любви к Театру и мужу Франсуа (Олег Исаев). Смысл жизни молодой актрисы Аннет – стать мировой звездой, переплюнуть Марго, которая вполне довольствуется ролью примы в маленьком театре, восхищаясь мужем, служащем в самом главном французском театре Комеди Франсез.

 

Интересно, как по ходу спектакля преображается молодая хищница Аннет. Она легко входит в доверие к знаменитой супружеской творческой паре, коварно завоевывает их сердца, потому что их сердца непривычны к такой органичной лжи – они-то всю жизнь прожили в настоящей любви и согласии. Однако, муж Марго в самый интересный период творческой зрелости, на вершине своего таланта,  оказывается незрелой  личностью. Он поддается обаянию молодости льстивой Аннет и предает свою истинную любовь.

 

Марго, получившая «кинжал в сердце», благородно приносит в жертву себя, свои интересы, кладет к ногам любовников весь свой опыт и свои чувства. Она служит, прежде всего, его величеству Театру и только потом уже любимому Франсуа.

Как же мелок ее единственный мужчина, поддавшийся интрижке. «Настоящий актер занимается своим искусством только на сцене, плохой играет и в жизни», – горько замечает Марго. Разумеется, «во всем виноват театр»! В театре есть еще одна претендентка на главную роль – Шарлотта (Владислава Крюкова), разносящая сплетни, но как ни красива эта интриганка, ее время упущено: дорогу уже перешла более молодая и циничная карьеристка.

 

История, напомнившая знаменитый «Театр» Сомерсета Моэма, также заканчивается торжеством справедливости. Побеждает настоящая Любовь. Интересно, что в свое первое появление на сцене в гримуборной Марго Аннет представляется влюбленным в Искусство непосредственным ангелочком с огромными влажными от восторга глазами и кудрявыми волосами, а потом, уже не стесняясь, вылетает на авансцену стервозной соперницей с прямыми как стрелы волосами и ехидным взором.

 

В спектакле появляется еще один аутентичный персонаж постановок Романа Виктюка - Жан, такой немножко в духе Александра Вертинского (Михаил Половенко), и хотя артисту мало, что досталось сделать в этой роли, следить за ним интересно.

Группа актеров - молодых людей, разминающихся между сценами, мне представляется лишней.

Их вид слишком прост, одежда неказиста, хореографический рисунок –  не в тему. неказиста не только их одежда на фоне шикарных туалетов Марго, но и ободранный подиум на фоне изящно взлетающего черно-красного бархатного занавеса.

 

Хочется надеяться на режиссерскую доработку , ибо спектакль того стоит. В нем есть, на что посмотреть, что вспомнить и о чем поразмыслить. И щемящие  звуки великой музыки Верди из оперы "Набуко", и невидимая тень Мастера, которого так нам всем сегодня не хватает, все это  можно  услышать и увидеть в Театре Романа Виктюка, посвятившем спектакль Мастеру.

фото автора