«Ставь прожектора, чтоб рампа не померкла. Крути, чтоб действие мчало, а не текло. Театр не отображающее зеркало, а — увеличивающее стекло» - Маяковский. Лозунги для пьесы «Баня», 1929-1930
Удивительно, как все, что представляет собой поэтическое и театральное наследие Маяковского – ирония и язвительность, громогласность и революционность, любовь и нежность – подошло внебытовой музыкально-пластической эстетике театра Романа Виктюка. Такой материал в Дом Света еще не брали, да и на российских театральных подмостках давно не ставили «Баню». По наивному представлению «глашатая, горлана, главаря» о 2030-х годах сегодня хочется плакать. Маяковскому совсем иначе представлялось наше будущее, и мы вот дожили и можем с горечью констатировать, как утопия по дороге к светлому будущему обратилась в антиутопию.
Альтер эго Маяковского – Дмитрий Бозин, с высоты мельниковских конструкций проговаривающий, выговаривающий, обволакивающий зрителя нервной чувственной лирической Поэзией. Маяковский Бозина невероятно органичен: ему веришь, сочувствуешь каждой букве, каждому вздоху этой «человеческой глыбы». Даже, если бы ничего дальше в «Бане» Сергея Захарина не было, спектакль стоило бы посмотреть. Но как лихо режиссерская мысль, спускаясь с высоты одной из конструкций Мельникова, погружает зрителя в столетнее болото советской бюрократической машины, и как точно это сделано, надо видеть. Кажется, давно пора бы пьесе затеряться среди пыльных литературных экспонатов, однако колоритные детали «Бани» до сих пор честно характеризуют новых бюрократов, над которыми сегодня уже и посмеяться-то некому, потому что нельзя.
Художник Юлия Короткова выстраивает убедительное царство картонных коробок и крафтовой бумаги. Венские стулья, которые тщательно подбирает себе товарищ Победоносиков (Станислав Мотырев) – признак роскоши столетней давности. Победоносиков – венец новой реальности. В абсурдном мире нарождающейся и матереющей на глазах новой бюрократии периодически сквозь картонные щели – окна зияют колоритные «рожи». «Кто был ничем, тот стал всем», и тут же «всем» бывшим отомстил, сделав их никем.
Пластика персонажей в «Бане» – совершенно виктюковская, только при этом еще и необычайно смешная, карикатурная. Прекрасная работа всего актерского ансамбля! Смешная сатира – высший пилотаж, ибо просто юморить намного легче.
Пантомимы на тему труда и капитала гротесковых персонажей, мещанские семейные и коллективные разборки эмоционально контрастируют со стихотворными строками, которые выразительно и нежно читает Маяковский – Бозин.
Хочется, чтобы этот спектакль остался в репертуареТеатра Виктюка – он точно будет востребован и любим зрителями, поскольку режиссеру Сергею Захарину удалось дать возможность блеснуть каждому, растворившись в артистах, а каждый артист Виктюка – кумир у своей публики.