«Чайки» над «Школой»
Один из самых знаменитых спектаклей начала 90-х ? «А чой-то ты во фраке?» в театре «Школа современной пьесы». Конечно, это не Чехов в чистом виде, но многие слова из чеховского «Предложения» можно узнать без труда в этих опере и балете для драматических артистов. За сто с лишним лет редко в каком театре не стрельнуло ружьё, висящее на стене. У Иосифа Райхельгауза оно впервые выстрелило во «Фраке».
Каноническую «Чайку» Чехова, которая в «Школе современной пьесы» идёт с 1998 года, Райхельгауз сперва препарировал со студентами Рочестерского университета. Несмотря на успех, переносить спектакль из малого зала в большой режиссер не стал. И сегодня «Чайка» Чехова в «Школе современной пьесы» идёт в зале «Зимний Эрмитаж». Зрители сидят двумя амфитеатрами друг напротив друга, разделённые длинным подиумом, в одном конце которого играют спектакль Треплева «Люди, львы, орлы...», в другом Ирина Алферова, Альберт Филозов, Юрий Чернов, Владимир Качан и другие играют сцены в усадьбе Сорина. На спектаклях всегда были аншлаги, так что и сегодня билеты следует покупать заранее.
Как будто ища оправдания появлению классике на своей сцене, Райхельгауз уговорил Б.Акунина отдать в театр свеженаписанную литературную пародию и в 2001 году выпустил следующую «Чайку». Детективный сюжет неторопливо распутывает обрусевший немец фон Дорн (Альберт Филозов), шутки ради ? пращур Фандорина.
К трупу - очередь, все признаются в убийстве Треплева. Зрители веселятся. Когда играет Татьяна Васильева, билеты расходятся бойко.
Ещё три года спустя к уже имеющимся режиссёр добавил «Чайку. Настоящую оперетку». Вадим Жук и Александр Журбин действовали отважно, но не теряя почтения к классику. Поскольку с опереттой нынче в Москве дела обстоят туго (в смысле предложения), а спрос на этот жанр не упал даже с приходом высокобюджетного мюзикла, на оперетку к Райхельгаузу ходят весёлыми компаниями. Тому есть ещё одна причина. В «Школе современной пьесы» имеется кафе: работает круглосуточно, цены демократические ? достаточный повод, чтобы встретиться заранее или остаться после. Трудно сказать, большущими скидками или, наоборот, жёсткими санкциями добивается этого худрук, но после окончания представления в кафе можно встретить живого народного или заслуженного артиста. Вечером в кафе почти всегда звучит живая музыка. Пианист (или гитарист) охотно общается с народом, что вряд ли учитывалось, но кажется удачной режиссёрской находкой
«Независимая газета» 01.01.2010
http://www.ng.ru/column/2010-01-01/47_performance.html