http://teatp.ru/content/article_image_fHQjAw.jpg

Театр ШСП

1. открытие сезона 2016-2017 - https://mnenieguru.ru/index.php/zametki/465-otkrytie-sezona-2015-2016-v-teatre-shsp
2. спектакль Дурочка и зэк - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/232-spektakl-durochka-i-zek-teatr-shsp
3. спектакль Спасти камер-юнкера Пушкина - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/74-spektakl-spasti-kamer-yunkera-pushkina-teatr-shsp
4. спектакль Последний ацтек - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/194-spektakl-poslednij-atstek-teatr-shsp
5. спектакль Чайка - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/187-spektakl-chajka-teatr-shsp
6. спектакль Молоток - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/224-spektakl-molotok-v-teatre-shsp
7. спектакль Здесь живет Нина - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/182-spektakl-zdes-zhivet-nina-teatr-shsp
8. интервью с Альбертом Филозовым - https://mnenieguru.ru/index.php/intervyu/297-akter-albert-filozov
9. первоапрельский вечер - https://mnenieguru.ru/index.php/interesno/448-pervoaprelskij-vecher-v-shsp-2015-god
10. интервью с Галибиным - https://mnenieguru.ru/index.php/intervyu/22-akter-i-rezhisser-aleksandr-galibin

11. спектакль "Пока наливается пиво" - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/161-spektakl-poka-nalivaetsya-pivo-teatr-shsp

12. интервью с Иосифом Райхельгаузом https://mnenieguru.ru/index.php/intervyu/43-iosif-rajkhelgauz-vkus-detstva

13. спектакль "Ганди молчал по субботам" https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/586-spektakl-gandi-molchal-po-subbotam-teatr-shsp

14. Московский театр «Школа современной пьесы» открыл свой 30-й юбилейный сезон

https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/513-moskovskij-teatr-shkola-sovremennoj-pesy-otkryl-svoj-30-j-yubilejnyj-sezon

Променад с «оливье»

Рассказать историю уникального особняка на углу Трубной площади и улицы Неглинной, оформив ее, как спектакль – променад или, выражаясь современным языком, бродилку - шикарная идея, которую, конечно же, не мог упустить художественный руководитель Театра ШСП, одним махом отметивший 30-летие театра и триумфальное возвращение на Неглинку новым грандиозным проектом.

Захватывающее дух сочетание исторических стен, подлинных интерьеров и московских легенд, связанных с именитыми людьми конца девятнадцатого -начала двадцатого века – на это стоит посмотреть. Водить вас по зданию  будут самые популярные артисты ШСП, а, между делом, еще и угостят знаменитым салатом «Оливье», немножко повеселят, чуть-чуть попугают, где-то смутят, где-то заинтригуют…. Про финал – вообще отдельная песня…в финале.

Перед началом спектакля зрителей делят на семь групп, у каждой группы – свой маршрут по зданию, после антракта все встречаются в большом зрительном зале. Автор спектакля – Иосиф Райхельгауз, сценарист – Екатерина Кретова, участники – труппа театра ШСП. Все происходящее, как информирует программка, основано на «реальных событиях и оригинальных текстах писем, дневников, мемуаров и произведений исторических прототипов…».

Я попала в группу «Оливье» и для меня спектакль начался в театральном буфете со знакомства с Люсьеном Оливье и дегустации знаменитого салата. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков господин Оливье вместе с Яковым Пеговым организовали некое товарищество. Месье  Оливье держал самый дорогой московский ресторан «Эрмитаж» с шикарным интерьером – хрустальными люстрами, дорогими зеркалами и золоченой лепниной, мраморными скульптурами, колоннами и лестницами, а господин Пегов сдавал отдельные «нумера» не приезжим, а избранным посетителям – на определенное время.

На выходе из буфета нашу группу встретил артист Александр Галибин, обозначенный в программке «проводником», и предупредил гостей, чтобы они ничему не удивлялись и ничего не трогали. Зрители спустились по лестнице, на самое «Дно», сопровождаемые «Максимом Горьким» (Вадим Колганов). Описывать происходящее «на дне» не буду, сохраню интригу. Поднявшись по мраморной лестнице, участники «бродилки» отправились вслед за артистом Владимиром Качаном, невозмутимо распахнувшим дверь в «нумер», где девушки в дезабилье, как могли, развлекали себя и гостей фривольными куплетами, напропалую кокетничая с самим «Антоном Павловичем Чеховым» (Павел Дроздов). Легкомысленность «Чехова» сильно смутила.

Далее смущенную группу утешила любимица публики Ирина Алферова, за которой все готовы были восторженно идти хоть на край света. Край света оказался свадьбой самого «Петра Ильича Чайковского» (Евгений Козлов).

Челюсти у неопытных театралов начали потихоньку отваливаться, а впереди уже ждали другие потрясения. «Федор Михайлович Достоевский» препарировал «Александра Сергеевича Пушкина» в белом зале на длинном белом столе. Эта сцена вместе с мило улыбающейся медсестрой (Ольга Грудяева) показалась мне как раз самой остроумной,  к тому же небезынтересно было узнать, что свою знаменитую речь, посвященную 100-летию со Дня рождения Пушкина, Достоевский сначала опробовал именно в этом банкетном зале на Неглинной и лишь потом - в Колонном зале на Охотном ряду.

Затем группу проводили к хорошо узнаваемому и мало изменившемуся после культового фильма «Доживем до понедельника» артисту Юрию Чернову, который, хитро подмигнув фотографировавшим его на все телефоны зрителям, завел всех в кабинет, где Антон Павлович Чехов (Алексей Гнилицкий) и издатель Суворин (Олег Царев) оформляли  контракт, оспаривая гонорар.

Татьяна Веденеева развлекла участников бродилки живым рассказом о том, как однажды Оливье с Пеговым демократично разрешили московским студентам праздновать Татьянин День, и как в этот день из дорогущей ресторации выносили ковры и пальмы, заменяя роскошное убранство деревянными столами и нехитрой столовой утварью. В доказательство предусмотрительности хозяев «профессор МГУ» (Александр Овчинников) продемонстрировал пьяный дебош, хватая за ноги под столом  развеселившихся посетителей.

После антракта все зрители собрались в зале «Эрмитаж», где в затемненной  атмосфере больничной палаты «Лев Толстой» и «Антон Чехов» довольно долго беседовали о смысле жизни, о женщинах, о любви, о религии… Толстых и Чеховых оказалось несколько пар, и зрители едва успевали  поворачивать головы к разным концам нереально вытянутой сцены.

А потом внезапно затемнение оборвалось яркой вспышкой света, черные шторы исчезли, и изумленная публика завертела головами в разные стороны: все увидели тот самый роскошный зал, о котором весь вечер столько говорили – с теми самыми легендарными зеркалами, люстрами, лепниной и колоннами. Тут сюрпризы последовали один за другим:

на исторической полукруглой сцене спел сам «Шаляпин» (Иван Мамонов), певцов сменяли музыканты, концерт продолжился лирическими стихами, а завершил все  бесстыдный канкан…

Зрители, чувствуя себя полноправными гостями, с удовольствием пригубили  шампанское, закусив знаменитым салатом, и стали фотографировать все подряд, никуда не спеша, хотя спектакль давным-давно закончился…

На выходе из театра на той самой мраморной лестнице зрителей провожали артисты: "Браво! Бис! Приходите еще!"

 

материал подготовлен для журнала "Театральный мир",

фото предоставлены пресс-службой театра ШСП

спектакль "На трубе", театр ШСП, режиссер Леонид Райхельгауз, сценарий Екатерина Кретова, Ирина Алферова, Александр Галибин, Владимир Качан, Юрий Чернов, Татьяна Веденеева, цензии, отзывы на спектакль

От терпения до сочувствия

Спектакль «Ганди молчал по субботам» поставили на малой сцене обновленного Театра ШСП. В шикарном особняке на Неглинной, помимо большого роскошного зала с лепниной и зеркалами, имеется зал «Зимний сад», предназначенный для театральных экспериментов. Постановка пьесы молодым режиссером Филиппом  Гуревичем, выигравшей в результате  конкурса «Действующие лица» – и есть такой эксперимент. Впечатление от постановки – неоднозначное, но начало – вполне себе интересное и даже интригующее.

О чем  же все-таки молчал Ганди? Пьеса драматурга Анастасии Букреевой поднимает важные вопросы, заставляет о многом задуматься. Нынешним  поколениям имя знаменитого политического деятеля, пламенного борца за независимость великой Индии ничего не говорит. Так вот, отныне все теперь будут в курсе, что пламенный оратор Махатма Ганди один день в неделю посвящал себя молчаливому чтению и письму. Современным людям страшно  не хватает такого дня размышлений – суета и ненужная болтовня снижают важность каждого мгновения нашей быстро пролетающей жизни.

Пьеса Букреевой, как многие современные пьесы, написана, почти целиком в форме монолога от лица главного героя. Подросток Саша, требующий от родителей называть его – Мот, живой и настоящий, рефлексирующий, действующий. Остальные персонажи  кажутся однообразно схематичными, условными, во всяком случае, никому из них сопереживать, никак не получается, что странно, поскольку есть чему.

Как-то в одной «дружной», приторно сладкой семейке, красиво (в белых кружевах и бантах) расположившейся за столом с белой скатертью и белоснежным столовым сервизом (художники Евгения Ржезникова и Анна Агафонова), случается драма. Буквально по Чехову: люди мирно пьют чай, а в это время рушатся их судьбы. Фальшивость любезных отношений сразу же видит любой зритель, но только не Мот, идеализирующий свою семью.

Папа (Алексей Гнилицкий) неожиданно сообщает маме (Джульетта Геринг), что уходит к другой женщине, и семейная крепость рушится в момент, как карточный домик. Оказывается, что никакой гармонии и не было – одно бесконечное вранье. Забытый всеми подросток приводит домой бомжиху Лизу (Татьяна Циренина), которая совсем не врет, потому что молчит или бубнит единственную фразу: «Ганди молчал по субботам…». Поступок Мота – настоящий протест против фальши и притворства.  Когда папа, отныне зовущийся  сыном - «Родитель 1», по привычке пытается воспитывать Мота, получает жесткий отпор:

- Сынок, когда ты принес домой котенка, я тебе ничего не сказал, но Лиза – не щенок, не хомячок…

- А когда ты приведешь домой свою секретаршу, я тебе тоже ничего не скажу…

Мама («Родитель 2») ведет себя, словно курица, которой отрубили голову, а она еще бегает по двору, хлопочет, суетится. Маме в сложившейся ситуации  приходится «распушить перышки» и сделать вид, что все к лучшему. Знакомая история, когда жизненным девизом становится песня из знаменитого фильма «Айболит – 66»: «Это даже хорошо, что пока нам плохо…».

К сожалению, режиссер Филипп Гуревич не придумал интересных разноплановых ходов.  Все достаточно предсказуемо: микрофон, выход на авансцену и пр. Постоянно происходит перестановка столов, которая сути не меняет, а терпение зрителя истощает. И еще, проблема в том, что когда действие происходит возле ног первого ряда, уже с третьего ряда приходится вытягивать шею, чтобы увидеть мизансцену.

Дед (Николай Голубев) - полубезумный ветеран неопределенных войн, постоянно звонящий отошедшим в иной мир однополчанам. Дед снова рвется в бой, его не волнуют проблемы семьи.  Старшая сестра (Даниэлла Селицка) – без пяти минут призер престижного танцевального конкурса, в итоге, ни на какой конкурс не едет, и вообще давно уже не танцует. У нее что-то там произошло (из постановки этого не понять), поэтому она только красиво вышагивает по столу и кукольно страдает.

У подростка Мота с детства были сложности с осознанием своего места в мире. Лучшим другом у него был камень, которому все можно было рассказать, ведь папа, сестра и дед жили своей жизнью, а мама тратила свое время на магазины, таская парня за собой, и его личные часы, в которые можно было бы погонять на велосипеде или роликах, «дохли».

Бомжиха Лиза  (Татьяна Циренина) весь спектакль проходит неким условным персонажем – непонятное существо, о котором Мот хочет по-настоящему заботиться. Лишь в финале, когда героиня открывает  трагическую тайну  своего бомжевания в переходе, ее история обретает пронзительность и щемит сердце зрителя. 

спектакль театра ШСП#"Ганди молчал по субботам"#рецензия# отзыв#режиссер Филлип Гуревич#пьеса Анастасии Букреевой#артисты: Кирилл Снегирев, Джульетта Геринг, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Даниэлла Селицка


ТРУБНЫЙ ДЕНЬ,

как Московский театр «Школа современной пьесы» открыл свой  30-й юбилейный сезон.

 

     А открыл он его с большим удовольствием и в хорошем настроении! Есть причина. Впервые за пять лет кочевой жизни – все это время после пожара на Неглинной улице театр переезжал с места на место - забрезжила надежда вернуться под родную крышу очень–очень скоро. Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский даже назвал точный срок - ноябрь, но судя по состоянию ремонтных работ, он имел в виду, что они к этому времени, они, наконец, закончатся  – включаю уникальную реставрацию лепнины и восстановление позолоты – и можно будет приступать к освоению пространства. Кибовский назвал это «творческой адаптацией» здания. Пожалуй, на сей раз он имел в виду установку и развеску театрального оборудование, монтировку света, звука, техническое  оборудование сцен. Их теперь будет четыре, вместо прежних двух. И художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз   планирует играть за вечер не менее двух-трех спектаклей. На большой и малой сцене – обязательно. В овальном зале , превращенном в качественную площадку, будут играться студенческие спектакли , и не только трех собственных мастерских ( Райхельгауза, Галибина, Гацалова) , которые сейчас находятся под крышей Школы современной пьесы, но и других театров и педагогов. Это будет совместный проект с ГИТИСом

       Сбор труппы прошел в здании театра на Неглинной с небывалым количеством прессы.  Все воочию смогли убедиться, что ремонт идет, идет качественно и приближается к концу.   Даже разрешалось потрогать позолоту и пройтись по этажам. Бывшие сотрудники с трудом узнавали свои прежние кабинеты , а актеры с интересом  рассматривали гримерные и залы. Был даже устроен импровизированный субботник с участием прессы . Иосиф Райхельгауз сам взял в руки метлу, подавая пример своим подчиненным.

В Театре ШСП советую посмотреть симпатичный спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина».

Иронично, остроумно и увлекательно авторы в лице Михаила Хейфеца (драматург), Иосифа Райхельгауза (режиссер-постановщик) и Алексея Трегубова (художник) проводят для зрителей театральную «экскурсию» по жизни героя Михаила Питунина (Александр Овчинников), в которую не по своей воле регулярно вторгается самый главный писатель - "НАШЕ ВСЕ". События узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями, взволнованными монологами и отлично выстроенными сценами.

Губит людей не пиво...

На сцене Театра ШСП – барная стойка одного пивного бара довольно среднего, по словам самого бармена, уровня. Бывают пивные подороже и помоднее, но вряд ли интереснее…

Ироничная официантка (Анжелика Волчкова) и молодой стажер (Кирилл Емельянов) вяло готовятся к приему посетителей. Официантке явно всё и все давно надоели, она работает с ленцой, без искорки, вероятно, много чего повидала на этой обратной от посетителей стороне и не питает иллюзий по поводу светлого будущего. Молодой стажер, наоборот, полон надежд на головокружительную карьеру, ему кажется, что в пивном баре он заработает кучу денег, которые он уже знает, на что потратит, главное, пусть научат, как подзаработать.

Попасть по другую сторону прилавка – уже одно это довольно увлекательно для зрителей. Кто хоть раз в жизни не хотел бы туда заглянуть? О секретах профессии бармена, о нравах клиентов и вообще - о разной жизни весь вечер напролет, пока наливается пиво, будет рассказывать главный герой - писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец. Кстати, рекомендую покупать билеты в первые ряды партера ближе к центральному проходу, тогда и вам, возможно, стаканчик пенного напитка перепадет.

Клиентов пивной и случайных собеседников играют Владимир Качан, Алексей Петренко, Елена Санаева, Владимир Шульга, Александр Овчинников, Екатерина Директоренко, Даниэлла Селицка, Иван Мамонов, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Александр Цой, Татьяна Циренина и др. артисты Театра ШСП.

Для чего человек приходит в бар? По мнению молодого стажера – отдыхать и расслабляться. А вот бывалый Гришковец утверждает, что в бар, в основном, приходят не самые голодные и усталые, не те, кто жаждет напитка, а тот, кто нуждается в слушателе, кто просто устал от невнимания, одиночества. «Алкоголь и бар должны быть хуже человека». - Профессиональный бармен должен так умело радоваться посетителю, чтоб тот приходил второй раз и третий, и незаметно для себя становился завсегдатаем заведения.

Кому-то достаточно пары-тройки пива, кому-то - стакана виски, а некоторым даже и пить не надо, вся жизнь, как на ладони. У одиночных посетителей, пар и даже групп опытный бармен может, если захочет, выведать самые сокровенные истории, потому что именно здесь люди раскрываются, как нигде.

У театра «Школа современной пьесы» уже были подобные спектакли-импровизации: «Своими словами», «Прочитанное, подслушанное, подсмотренное…», но новая постановка Иосифа Райхельгауза получилась гораздо удачнее, и по композиции, и по исполнению. А может, благодаря тому, что основы сюжетов и тексты диалогов заложил настоящий писатель, сделав это в собственной авторской манере с хорошей долей парадоксального юмора (обычные ситуации кажутся в изложении Гришковца чрезвычайно забавными). В качестве бармена Евгений смотрится обаятельно и человечно, да и посетители кажутся хорошими знакомыми. Кто-то – трогательным, как пара советских эмигрантов-евреев (Елена Санаева и Алексей Петренко), решающих, как без ущерба для себя вернуться из Германии обратно на Родину, и тут же доверчиво попадающих в руки жуликов. Кто-то – жалким, как герой Владимира Качана: зашившийся завсегдатай, заказывающий лишь безалкогольные коктейли, нарывающийся на политические споры и рассказывающий свежие анекдоты на тему Улюкаева: «Автоответчик в Роснефти: если у вас нет нефтяных активом, нажмите звездочку, если есть – решетку…». Кто-то дико смешным, как пара бизнесменов (Иван Мамонов и Владимир Шульга), выбирающие страну, в которую собираются свалить навсегда, по географическому школьному атласу 5-го класса . Провинциалка из Молдавии (Татьяна Циренина) – своей наивностью очарует не только публику, но и бывалого бармена, а две блондинки, беспрестанно хохочущие, словно «опоздавшие на поезд: Москва – Амстердам» (Екатерина Директоренко и Даниэлла Селицка) сначала достанут всех,а потом порадуют

прекрасно исполненной вокальной композицией в сопровождении замечательных музыкантов, создающие атмосферу уютного кафе – Левона Оганезова и Владимира Острикова.

И вечер "обещал быть томным", если бы не странный (страшный) финал: в зал вбежали люди в камуфляже с автоматами. Леденящие кровь крики: «Остановите мероприятие! Включите свет! Всем оставаться на местах! Мобильные телефоны не доставать! Наши сотрудники эвакуируют вас из зала…».

Знаете, даже, когда раздался мажорный голос Райхельгауза, деловито сообщивший, что в зале – не переодетые артисты, а самые настоящие сотрудники ФСБ, которые "на сегодня одни только и могут обеспечить нам всем безопасность", я не нашла в себе силы воспринять это как шутку или глубокий режиссерский ход. Советую людям с тонкой душевной организацией, не дожидаясь такого конца, тихо отползать за пять минут до финала в фойе, тем более что и там разливают настоящее пиво.

материал опубликован в журнале "Театральный мир" - декабрь 2016 г.

Мечту легко разбить молотком

«Молоток» - страшный и простой спектакль молодого режиссера Павла Макарова по пьесе Павла Павлова о том, что, когда в одной пустой голове заводится единственная мысль, мозг в итоге дает команду рукам, и она, даже самая ужасная, приводится организмом в исполнение. И никакая другая мысль ее вытеснить не может, поскольку в голове – «пусто, пусто, пусто, страшно, страшно, страшно...».

Герой спектакля мальчик по кличке Жендос (Иван Василевский) бегал с детства.

"Пусть тебе приснится..."

Пьеса Владимира Лидского «Дурочка и зэк» в 2015 году стала лауреатом конкурса современной драматургии «Действующие лица» и была немедленно принята к постановке в театре Школа Современной Пьесы. Режиссер Виктория Печерникова (ученица Олега Кудряшова) вместе с художником Асей Скорик и балетмейстером Евгенией Миляевой сотворили тонкий добрый нежный спектакль. Сценография места действия проста и точна. Все события происходят в помещении, похожем на библиотеку - по стенам сплошные книги, вполне внятное жилье студентки университета. В этой комнате по ходу действия ничего не меняется, разве что со стены исчезает картина с обнаженной женщиной.