http://teatp.ru/content/article_image_fHQjAw.jpg

Театр ШСП

1. открытие сезона 2016-2017 - https://mnenieguru.ru/index.php/zametki/465-otkrytie-sezona-2015-2016-v-teatre-shsp
2. спектакль Дурочка и зэк - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/232-spektakl-durochka-i-zek-teatr-shsp
3. спектакль Спасти камер-юнкера Пушкина - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/74-spektakl-spasti-kamer-yunkera-pushkina-teatr-shsp
4. спектакль Последний ацтек - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/194-spektakl-poslednij-atstek-teatr-shsp
5. спектакль Чайка - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/187-spektakl-chajka-teatr-shsp
6. спектакль Молоток - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/224-spektakl-molotok-v-teatre-shsp
7. спектакль Здесь живет Нина - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/182-spektakl-zdes-zhivet-nina-teatr-shsp
8. интервью с Альбертом Филозовым - https://mnenieguru.ru/index.php/intervyu/297-akter-albert-filozov
9. первоапрельский вечер - https://mnenieguru.ru/index.php/interesno/448-pervoaprelskij-vecher-v-shsp-2015-god
10. интервью с Галибиным - https://mnenieguru.ru/index.php/intervyu/22-akter-i-rezhisser-aleksandr-galibin

11. спектакль "Пока наливается пиво" - https://mnenieguru.ru/index.php/spektakli/39-teatr-shsp/161-spektakl-poka-nalivaetsya-pivo-teatr-shsp

12. интервью с Иосифом Райхельгаузом https://mnenieguru.ru/index.php/intervyu/43-iosif-rajkhelgauz-vkus-detstva

От терпения до сочувствия

Спектакль «Ганди молчал по субботам» поставили на малой сцене обновленного Театра ШСП. В шикарном особняке на Неглинной, помимо большого роскошного зала с лепниной и зеркалами, имеется зал «Зимний сад», предназначенный для театральных экспериментов. Постановка пьесы молодым режиссером Филиппом  Гуревичем, выигравшей в результате  конкурса «Действующие лица» – и есть такой эксперимент. Впечатление от постановки – неоднозначное, но начало – вполне себе интересное и даже интригующее.

О чем  же все-таки молчал Ганди? Пьеса драматурга Анастасии Букреевой поднимает важные вопросы, заставляет о многом задуматься. Нынешним  поколениям имя знаменитого политического деятеля, пламенного борца за независимость великой Индии ничего не говорит. Так вот, отныне все теперь будут в курсе, что пламенный оратор Махатма Ганди один день в неделю посвящал себя молчаливому чтению и письму. Современным людям страшно  не хватает такого дня размышлений – суета и ненужная болтовня снижают важность каждого мгновения нашей быстро пролетающей жизни.

Пьеса Букреевой, как многие современные пьесы, написана, почти целиком в форме монолога от лица главного героя. Подросток Саша, требующий от родителей называть его – Мот, живой и настоящий, рефлексирующий, действующий. Остальные персонажи  кажутся однообразно схематичными, условными, во всяком случае, никому из них сопереживать, никак не получается, что странно, поскольку есть чему.

Как-то в одной «дружной», приторно сладкой семейке, красиво (в белых кружевах и бантах) расположившейся за столом с белой скатертью и белоснежным столовым сервизом (художники Евгения Ржезникова и Анна Агафонова), случается драма. Буквально по Чехову: люди мирно пьют чай, а в это время рушатся их судьбы. Фальшивость любезных отношений сразу же видит любой зритель, но только не Мот, идеализирующий свою семью.

Папа (Алексей Гнилицкий) неожиданно сообщает маме (Джульетта Геринг), что уходит к другой женщине, и семейная крепость рушится в момент, как карточный домик. Оказывается, что никакой гармонии и не было – одно бесконечное вранье. Забытый всеми подросток приводит домой бомжиху Лизу (Татьяна Циренина), которая совсем не врет, потому что молчит или бубнит единственную фразу: «Ганди молчал по субботам…». Поступок Мота – настоящий протест против фальши и притворства.  Когда папа, отныне зовущийся  сыном - «Родитель 1», по привычке пытается воспитывать Мота, получает жесткий отпор:

- Сынок, когда ты принес домой котенка, я тебе ничего не сказал, но Лиза – не щенок, не хомячок…

- А когда ты приведешь домой свою секретаршу, я тебе тоже ничего не скажу…

Мама («Родитель 2») ведет себя, словно курица, которой отрубили голову, а она еще бегает по двору, хлопочет, суетится. Маме в сложившейся ситуации  приходится «распушить перышки» и сделать вид, что все к лучшему. Знакомая история, когда жизненным девизом становится песня из знаменитого фильма «Айболит – 66»: «Это даже хорошо, что пока нам плохо…».

К сожалению, режиссер Филипп Гуревич не придумал интересных разноплановых ходов.  Все достаточно предсказуемо: микрофон, выход на авансцену и пр. Постоянно происходит перестановка столов, которая сути не меняет, а терпение зрителя истощает. И еще, проблема в том, что когда действие происходит возле ног первого ряда, уже с третьего ряда приходится вытягивать шею, чтобы увидеть мизансцену.

Дед (Николай Голубев) - полубезумный ветеран неопределенных войн, постоянно звонящий отошедшим в иной мир однополчанам. Дед снова рвется в бой, его не волнуют проблемы семьи.  Старшая сестра (Даниэлла Селицка) – без пяти минут призер престижного танцевального конкурса, в итоге, ни на какой конкурс не едет, и вообще давно уже не танцует. У нее что-то там произошло (из постановки этого не понять), поэтому она только красиво вышагивает по столу и кукольно страдает.

У подростка Мота с детства были сложности с осознанием своего места в мире. Лучшим другом у него был камень, которому все можно было рассказать, ведь папа, сестра и дед жили своей жизнью, а мама тратила свое время на магазины, таская парня за собой, и его личные часы, в которые можно было бы погонять на велосипеде или роликах, «дохли».

Бомжиха Лиза  (Татьяна Циренина) весь спектакль проходит неким условным персонажем – непонятное существо, о котором Мот хочет по-настоящему заботиться. Лишь в финале, когда героиня открывает  трагическую тайну  своего бомжевания в переходе, ее история обретает пронзительность и щемит сердце зрителя. 

спектакль театра ШСП#"Ганди молчал по субботам"#рецензия# отзыв#режиссер Филлип Гуревич#пьеса Анастасии Букреевой#артисты: Кирилл Снегирев, Джульетта Геринг, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Даниэлла Селицка


ТРУБНЫЙ ДЕНЬ,

как Московский театр «Школа современной пьесы» открыл свой  30-й юбилейный сезон.

 

     А открыл он его с большим удовольствием и в хорошем настроении! Есть причина. Впервые за пять лет кочевой жизни – все это время после пожара на Неглинной улице театр переезжал с места на место - забрезжила надежда вернуться под родную крышу очень–очень скоро. Руководитель департамента культуры Москвы Александр Кибовский даже назвал точный срок - ноябрь, но судя по состоянию ремонтных работ, он имел в виду, что они к этому времени, они, наконец, закончатся  – включаю уникальную реставрацию лепнины и восстановление позолоты – и можно будет приступать к освоению пространства. Кибовский назвал это «творческой адаптацией» здания. Пожалуй, на сей раз он имел в виду установку и развеску театрального оборудование, монтировку света, звука, техническое  оборудование сцен. Их теперь будет четыре, вместо прежних двух. И художественный руководитель театра Иосиф Райхельгауз   планирует играть за вечер не менее двух-трех спектаклей. На большой и малой сцене – обязательно. В овальном зале , превращенном в качественную площадку, будут играться студенческие спектакли , и не только трех собственных мастерских ( Райхельгауза, Галибина, Гацалова) , которые сейчас находятся под крышей Школы современной пьесы, но и других театров и педагогов. Это будет совместный проект с ГИТИСом

       Сбор труппы прошел в здании театра на Неглинной с небывалым количеством прессы.  Все воочию смогли убедиться, что ремонт идет, идет качественно и приближается к концу.   Даже разрешалось потрогать позолоту и пройтись по этажам. Бывшие сотрудники с трудом узнавали свои прежние кабинеты , а актеры с интересом  рассматривали гримерные и залы. Был даже устроен импровизированный субботник с участием прессы . Иосиф Райхельгауз сам взял в руки метлу, подавая пример своим подчиненным.

В Театре ШСП советую посмотреть симпатичный спектакль «Спасти камер-юнкера Пушкина».

Иронично, остроумно и увлекательно авторы в лице Михаила Хейфеца (драматург), Иосифа Райхельгауза (режиссер-постановщик) и Алексея Трегубова (художник) проводят для зрителей театральную «экскурсию» по жизни героя Михаила Питунина (Александр Овчинников), в которую не по своей воле регулярно вторгается самый главный писатель - "НАШЕ ВСЕ". События узнаваемы и смешны, спектакль наполнен сочными деталями, взволнованными монологами и отлично выстроенными сценами.

Губит людей не пиво...

На сцене Театра ШСП – барная стойка одного пивного бара довольно среднего, по словам самого бармена, уровня. Бывают пивные подороже и помоднее, но вряд ли интереснее…

Ироничная официантка (Анжелика Волчкова) и молодой стажер (Кирилл Емельянов) вяло готовятся к приему посетителей. Официантке явно всё и все давно надоели, она работает с ленцой, без искорки, вероятно, много чего повидала на этой обратной от посетителей стороне и не питает иллюзий по поводу светлого будущего. Молодой стажер, наоборот, полон надежд на головокружительную карьеру, ему кажется, что в пивном баре он заработает кучу денег, которые он уже знает, на что потратит, главное, пусть научат, как подзаработать.

Попасть по другую сторону прилавка – уже одно это довольно увлекательно для зрителей. Кто хоть раз в жизни не хотел бы туда заглянуть? О секретах профессии бармена, о нравах клиентов и вообще - о разной жизни весь вечер напролет, пока наливается пиво, будет рассказывать главный герой - писатель, режиссер и актер Евгений Гришковец. Кстати, рекомендую покупать билеты в первые ряды партера ближе к центральному проходу, тогда и вам, возможно, стаканчик пенного напитка перепадет.

Клиентов пивной и случайных собеседников играют Владимир Качан, Алексей Петренко, Елена Санаева, Владимир Шульга, Александр Овчинников, Екатерина Директоренко, Даниэлла Селицка, Иван Мамонов, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Александр Цой, Татьяна Циренина и др. артисты Театра ШСП.

Для чего человек приходит в бар? По мнению молодого стажера – отдыхать и расслабляться. А вот бывалый Гришковец утверждает, что в бар, в основном, приходят не самые голодные и усталые, не те, кто жаждет напитка, а тот, кто нуждается в слушателе, кто просто устал от невнимания, одиночества. «Алкоголь и бар должны быть хуже человека». - Профессиональный бармен должен так умело радоваться посетителю, чтоб тот приходил второй раз и третий, и незаметно для себя становился завсегдатаем заведения.

Кому-то достаточно пары-тройки пива, кому-то - стакана виски, а некоторым даже и пить не надо, вся жизнь, как на ладони. У одиночных посетителей, пар и даже групп опытный бармен может, если захочет, выведать самые сокровенные истории, потому что именно здесь люди раскрываются, как нигде.

У театра «Школа современной пьесы» уже были подобные спектакли-импровизации: «Своими словами», «Прочитанное, подслушанное, подсмотренное…», но новая постановка Иосифа Райхельгауза получилась гораздо удачнее, и по композиции, и по исполнению. А может, благодаря тому, что основы сюжетов и тексты диалогов заложил настоящий писатель, сделав это в собственной авторской манере с хорошей долей парадоксального юмора (обычные ситуации кажутся в изложении Гришковца чрезвычайно забавными). В качестве бармена Евгений смотрится обаятельно и человечно, да и посетители кажутся хорошими знакомыми. Кто-то – трогательным, как пара советских эмигрантов-евреев (Елена Санаева и Алексей Петренко), решающих, как без ущерба для себя вернуться из Германии обратно на Родину, и тут же доверчиво попадающих в руки жуликов. Кто-то – жалким, как герой Владимира Качана: зашившийся завсегдатай, заказывающий лишь безалкогольные коктейли, нарывающийся на политические споры и рассказывающий свежие анекдоты на тему Улюкаева: «Автоответчик в Роснефти: если у вас нет нефтяных активом, нажмите звездочку, если есть – решетку…». Кто-то дико смешным, как пара бизнесменов (Иван Мамонов и Владимир Шульга), выбирающие страну, в которую собираются свалить навсегда, по географическому школьному атласу 5-го класса . Провинциалка из Молдавии (Татьяна Циренина) – своей наивностью очарует не только публику, но и бывалого бармена, а две блондинки, беспрестанно хохочущие, словно «опоздавшие на поезд: Москва – Амстердам» (Екатерина Директоренко и Даниэлла Селицка) сначала достанут всех,а потом порадуют

прекрасно исполненной вокальной композицией в сопровождении замечательных музыкантов, создающие атмосферу уютного кафе – Левона Оганезова и Владимира Острикова.

И вечер "обещал быть томным", если бы не странный (страшный) финал: в зал вбежали люди в камуфляже с автоматами. Леденящие кровь крики: «Остановите мероприятие! Включите свет! Всем оставаться на местах! Мобильные телефоны не доставать! Наши сотрудники эвакуируют вас из зала…».

Знаете, даже, когда раздался мажорный голос Райхельгауза, деловито сообщивший, что в зале – не переодетые артисты, а самые настоящие сотрудники ФСБ, которые "на сегодня одни только и могут обеспечить нам всем безопасность", я не нашла в себе силы воспринять это как шутку или глубокий режиссерский ход. Советую людям с тонкой душевной организацией, не дожидаясь такого конца, тихо отползать за пять минут до финала в фойе, тем более что и там разливают настоящее пиво.

материал опубликован в журнале "Театральный мир" - декабрь 2016 г.

Мечту легко разбить молотком

«Молоток» - страшный и простой спектакль молодого режиссера Павла Макарова по пьесе Павла Павлова о том, что, когда в одной пустой голове заводится единственная мысль, мозг в итоге дает команду рукам, и она, даже самая ужасная, приводится организмом в исполнение. И никакая другая мысль ее вытеснить не может, поскольку в голове – «пусто, пусто, пусто, страшно, страшно, страшно...».

Герой спектакля мальчик по кличке Жендос (Иван Василевский) бегал с детства.

"Пусть тебе приснится..."

Пьеса Владимира Лидского «Дурочка и зэк» в 2015 году стала лауреатом конкурса современной драматургии «Действующие лица» и была немедленно принята к постановке в театре Школа Современной Пьесы. Режиссер Виктория Печерникова (ученица Олега Кудряшова) вместе с художником Асей Скорик и балетмейстером Евгенией Миляевой сотворили тонкий добрый нежный спектакль. Сценография места действия проста и точна. Все события происходят в помещении, похожем на библиотеку - по стенам сплошные книги, вполне внятное жилье студентки университета. В этой комнате по ходу действия ничего не меняется, разве что со стены исчезает картина с обнаженной женщиной.

У спектакля в Театре ШСП "Здесь живет Нина" - два больших достоинства.

http://eclectic-magazine.ru/wp-content/uploads/zdes-zhivet-nina-in.jpg

Первое - главную роль играет актриса Ольга Гусилетова, давно мною любимая, давно заслуживающая широкой известности и множества замечательных ролей, которые сыграла бы с блеском! Второе - спектакль фантастически короткий - 1час 15минут, давненько я не смотрела в репертуарных театрах таких спектаклей-этюдов. Большее, чем на этюд, на черновую студенческую работу этот материал, в общем-то, и не тянет. Не понимаю, зачем театру ШСП надо было брать эту пьесу. Идея у пьесы - хорошая, но сама пьеса какая-то не доделанная, не дописанная.