"Пусть тебе приснится..."
Пьеса Владимира Лидского «Дурочка и зэк» в 2015 году стала лауреатом конкурса современной драматургии «Действующие лица» и была немедленно принята к постановке в театре Школа Современной Пьесы. Режиссер Виктория Печерникова (ученица Олега Кудряшова) в содружестве и сотворчестве с художником Асей Скорик и балетмейстером Евгенией Миляевой сотворили тонкий добрый нежный спектакль. Сценография места действия проста и точна: все события происходят в помещении, похожем на библиотеку - по стенам сплошные книги, вполне внятное жилье студентки университета. В этой комнате по ходу действия ничего не меняется, разве что со стены исчезает картина с обнаженной женщиной.
У главных героев нет конкретных имен - «Зэк» (Иван Мамонов) и «Дурочка» (Татьяна Циренина), что вполне соответствует духу иносказательной этой истории. Жили-были параллельные миры, которые никак не должны были пересечься: «вор должен сидеть в тюрьме», а юные наивные девушки – дома с родителями. Но судьба играет человеком, а человек... тоже играет... Только что вышедший на свободу Зэк нашел на улице одинокую «дурочку» и... приручил ее.
Почему юная девушка жили одна-одинешенька? Да просто мама с папой несколько лет назад погибли в автокатастрофе. А почему Дурочка? Да, девушка - не совсем обычная, немного с головой после аварии у нее не все в порядке, но ведь есть и другой смысл у слова «дурочка». Так ласково и нежно обращаются к маленькому беззащитному существу. А эта дурочка была именно такой, и у нее было все, чем обладает хороший человек: доброта, сострадание, любознательность, большое сердце…
Огромный Зэк с грубыми ручищами и дикими наколками вовсе не собирался долго церемониться. Просто нужда в жилье и средствах подтолкнула «обаять» одинокую девушку без присмотра. А Дурочка взяла, да привела сразу на квартиру. Вот ему свезло, так свезло: быстренько разжиться нехитрым барахлишком, взять денег «взаймы» и дать дёру. Но быстренько не вышло - вор буквально впал в оцепенение. Таких диковинных экземпляров он «в натуре» не встречал. Наивная доверчивость его полностью обезоружила: ну как можно так открываться незнакомцам?! А еще - шагать в бездну с кровати, веря, что он непременно подхватит.
И еще: никто до сих пор не слушал его вранье так восхищенно. Он и сам начал верить, что «помогал людям избавляться от ненужных вещей», что старушек через дорогу переводил и дрова им колол...
И тут «Остапа понесло» - захотелось ему предстать перед распахнутыми глазищами Дурочки разведчиком, космонавтом, героем и в ответ слышать: «Я тобой горжусь, ты – мой герой!».
Зэковские фантазии в духе Хлестакова вознесли бы обоих к звездам, если б не строгая тетя бедной Дурочки. Тетушку (Елену Санаеву) понять можно: у нее опыта больше - людей насквозь видит, и в мгновенное преображение волка в ягненка не верит. Жизнь учит печали. Но то - правда жизни, а у нас тут - сказка жизни. Почти «рождественский» финал этой милой истории здорово повышает настроение, и черт с ней, с правдой жизни, лучше всем залом подпеть влюбленным: «Пусть нам всем приснится Па-а-альма де Майорка-ааа…».
Хочется отметить точный режиссерский кастинг актеров. В назначении актера на роль уже заложено решение спектакля. И тут молодой режиссер Виктория Печерникова стопроцентно попала. Артист Иван Мамонов так органичен в татуированной «шкуре» своего героя, что когда его грубоватая неуклюжесть тает от зарождающейся нежности, то смягчается взгляд исподлобья, и этот комедийный персонаж легко и естественно становится трогательно-лирическим. Любовь ведь нужна каждому, тем более, обделенному ею с детства. Татьяна Циренина в роли «дурочки» так выразительна и чувственна, что порой напоминает молодую Марину Неелову - той же хрупкостью, тонкостью и… пронзительным одиночеством. А как Елене Санаевой в маленькой роли "Дурочкиной" тети вообще удается не играть, а прожить настоящие человеческие боль и страх за невинную беззащитную душу, которую ей выпало беречь и защищать по мере сил?
И зрители выходят после спектакля с влажными счастливыми глазами, унося домой добрую песню...
"Пусть тебе приснится Пальма де Майорка, в Каннах или в Ницце ласковый прибой,
Или в Подмосковье роща вдоль пригорка... только, чтобы вместе были мы с тобой..."
Маленькое интервью к юбилею актрисы Елены Санаевой
21.10.2017
- Елена Всеволодовна, как Вы относитесь к этому спектаклю, в частности, и к чудесам вообще?
- Я очень люблю «Дурочку и Зэка» и свою роль в этом спектакле. Его сюжет похож на сказку, но жизнь сама такое иногда выкидывает, что ни одному писателю не придумать…
- Вы считаете, что такому герою можно доверять?
- Знаете, так много пишут, как люди знакомятся в интернете, и переписываются с заключенными, и т.п., и сколько не говорят, что верить нельзя, опасно, всегда найдутся женщины, которые поверят. Слишком уж много женщин одиноких, необласканных…
- Не получится так, что, посмотрев спектакль в театре ШСП, женщины станут обманываться чаще…
- Ну, знаете, голову-то на плечах надо же иметь, независимо от театра.
- Завтра у Вас День рождения. Отличается ли этот день для актрисы Елены Санаевой от прочих?
- Каждый прожитый год – подарок от Бога, и каждый день – тоже. День рождения – просто точка отсчета, с которой начинается твой личный новый год. Не так важно, сколько тебе лет, а как ты себя чувствуешь. С высоты прожитых лет все больше понимаешь, сколько сил и времени ушло на ненужные вещи, глупые переживания, огорчения из-за ерунды, и начинаешь ценить каждый подаренный тебе день.
С Днем рождения, дорогая Елена Всеволодовна! Пусть у вас будут еще тысячи подаренных Дней, ничем не омраченных! Будьте здоровы!