Променад с «оливье»

Рассказать историю уникального особняка на углу Трубной площади и улицы Неглинной, оформив ее, как спектакль – променад или, выражаясь современным языком, бродилку - шикарная идея, которую, конечно же, не мог упустить художественный руководитель Театра ШСП, одним махом отметивший 30-летие театра и триумфальное возвращение на Неглинку новым грандиозным проектом.

Захватывающее дух сочетание исторических стен, подлинных интерьеров и московских легенд, связанных с именитыми людьми конца девятнадцатого -начала двадцатого века – на это стоит посмотреть. Водить вас по зданию  будут самые популярные артисты ШСП, а, между делом, еще и угостят знаменитым салатом «Оливье», немножко повеселят, чуть-чуть попугают, где-то смутят, где-то заинтригуют…. Про финал – вообще отдельная песня…в финале.

Перед началом спектакля зрителей делят на семь групп, у каждой группы – свой маршрут по зданию, после антракта все встречаются в большом зрительном зале. Автор спектакля – Иосиф Райхельгауз, сценарист – Екатерина Кретова, участники – труппа театра ШСП. Все происходящее, как информирует программка, основано на «реальных событиях и оригинальных текстах писем, дневников, мемуаров и произведений исторических прототипов…».

Я попала в группу «Оливье» и для меня спектакль начался в театральном буфете со знакомства с Люсьеном Оливье и дегустации знаменитого салата. На рубеже девятнадцатого и двадцатого веков господин Оливье вместе с Яковым Пеговым организовали некое товарищество. Месье  Оливье держал самый дорогой московский ресторан «Эрмитаж» с шикарным интерьером – хрустальными люстрами, дорогими зеркалами и золоченой лепниной, мраморными скульптурами, колоннами и лестницами, а господин Пегов сдавал отдельные «нумера» не приезжим, а избранным посетителям – на определенное время.

На выходе из буфета нашу группу встретил артист Александр Галибин, обозначенный в программке «проводником», и предупредил гостей, чтобы они ничему не удивлялись и ничего не трогали. Зрители спустились по лестнице, на самое «Дно», сопровождаемые «Максимом Горьким» (Вадим Колганов). Описывать происходящее «на дне» не буду, сохраню интригу. Поднявшись по мраморной лестнице, участники «бродилки» отправились вслед за артистом Владимиром Качаном, невозмутимо распахнувшим дверь в «нумер», где девушки в дезабилье, как могли, развлекали себя и гостей фривольными куплетами, напропалую кокетничая с самим «Антоном Павловичем Чеховым» (Павел Дроздов). Легкомысленность «Чехова» сильно смутила.

Далее смущенную группу утешила любимица публики Ирина Алферова, за которой все готовы были восторженно идти хоть на край света. Край света оказался свадьбой самого «Петра Ильича Чайковского» (Евгений Козлов).

Челюсти у неопытных театралов начали потихоньку отваливаться, а впереди уже ждали другие потрясения. «Федор Михайлович Достоевский» препарировал «Александра Сергеевича Пушкина» в белом зале на длинном белом столе. Эта сцена вместе с мило улыбающейся медсестрой (Ольга Грудяева) показалась мне как раз самой остроумной,  к тому же небезынтересно было узнать, что свою знаменитую речь, посвященную 100-летию со Дня рождения Пушкина, Достоевский сначала опробовал именно в этом банкетном зале на Неглинной и лишь потом - в Колонном зале на Охотном ряду.

Затем группу проводили к хорошо узнаваемому и мало изменившемуся после культового фильма «Доживем до понедельника» артисту Юрию Чернову, который, хитро подмигнув фотографировавшим его на все телефоны зрителям, завел всех в кабинет, где Антон Павлович Чехов (Алексей Гнилицкий) и издатель Суворин (Олег Царев) оформляли  контракт, оспаривая гонорар.

Татьяна Веденеева развлекла участников бродилки живым рассказом о том, как однажды Оливье с Пеговым демократично разрешили московским студентам праздновать Татьянин День, и как в этот день из дорогущей ресторации выносили ковры и пальмы, заменяя роскошное убранство деревянными столами и нехитрой столовой утварью. В доказательство предусмотрительности хозяев «профессор МГУ» (Александр Овчинников) продемонстрировал пьяный дебош, хватая за ноги под столом  развеселившихся посетителей.

После антракта все зрители собрались в зале «Эрмитаж», где в затемненной  атмосфере больничной палаты «Лев Толстой» и «Антон Чехов» довольно долго беседовали о смысле жизни, о женщинах, о любви, о религии… Толстых и Чеховых оказалось несколько пар, и зрители едва успевали  поворачивать головы к разным концам нереально вытянутой сцены.

А потом внезапно затемнение оборвалось яркой вспышкой света, черные шторы исчезли, и изумленная публика завертела головами в разные стороны: все увидели тот самый роскошный зал, о котором весь вечер столько говорили – с теми самыми легендарными зеркалами, люстрами, лепниной и колоннами. Тут сюрпризы последовали один за другим:

на исторической полукруглой сцене спел сам «Шаляпин» (Иван Мамонов), певцов сменяли музыканты, концерт продолжился лирическими стихами, а завершил все  бесстыдный канкан…

Зрители, чувствуя себя полноправными гостями, с удовольствием пригубили  шампанское, закусив знаменитым салатом, и стали фотографировать все подряд, никуда не спеша, хотя спектакль давным-давно закончился…

На выходе из театра на той самой мраморной лестнице зрителей провожали артисты: "Браво! Бис! Приходите еще!"

 

материал подготовлен для журнала "Театральный мир",

фото предоставлены пресс-службой театра ШСП

спектакль "На трубе", театр ШСП, режиссер Леонид Райхельгауз, сценарий Екатерина Кретова, Ирина Алферова, Александр Галибин, Владимир Качан, Юрий Чернов, Татьяна Веденеева, цензии, отзывы на спектакль