От терпения до сочувствия

Спектакль «Ганди молчал по субботам» поставили на малой сцене обновленного Театра ШСП. В шикарном особняке на Неглинной, помимо большого роскошного зала с лепниной и зеркалами, имеется зал «Зимний сад», предназначенный для театральных экспериментов. Постановка пьесы молодым режиссером Филиппом  Гуревичем, выигравшей в результате  конкурса «Действующие лица» – и есть такой эксперимент. Впечатление от постановки – неоднозначное, но начало – вполне себе интересное и даже интригующее.

О чем  же все-таки молчал Ганди? Пьеса драматурга Анастасии Букреевой поднимает важные вопросы, заставляет о многом задуматься. Нынешним  поколениям имя знаменитого политического деятеля, пламенного борца за независимость великой Индии ничего не говорит. Так вот, отныне все теперь будут в курсе, что пламенный оратор Махатма Ганди один день в неделю посвящал себя молчаливому чтению и письму. Современным людям страшно  не хватает такого дня размышлений – суета и ненужная болтовня снижают важность каждого мгновения нашей быстро пролетающей жизни.

Пьеса Букреевой, как многие современные пьесы, написана, почти целиком в форме монолога от лица главного героя. Подросток Саша, требующий от родителей называть его – Мот, живой и настоящий, рефлексирующий, действующий. Остальные персонажи  кажутся однообразно схематичными, условными, во всяком случае, никому из них сопереживать, никак не получается, что странно, поскольку есть чему.

Как-то в одной «дружной», приторно сладкой семейке, красиво (в белых кружевах и бантах) расположившейся за столом с белой скатертью и белоснежным столовым сервизом (художники Евгения Ржезникова и Анна Агафонова), случается драма. Буквально по Чехову: люди мирно пьют чай, а в это время рушатся их судьбы. Фальшивость любезных отношений сразу же видит любой зритель, но только не Мот, идеализирующий свою семью.

Папа (Алексей Гнилицкий) неожиданно сообщает маме (Джульетта Геринг), что уходит к другой женщине, и семейная крепость рушится в момент, как карточный домик. Оказывается, что никакой гармонии и не было – одно бесконечное вранье. Забытый всеми подросток приводит домой бомжиху Лизу (Татьяна Циренина), которая совсем не врет, потому что молчит или бубнит единственную фразу: «Ганди молчал по субботам…». Поступок Мота – настоящий протест против фальши и притворства.  Когда папа, отныне зовущийся  сыном - «Родитель 1», по привычке пытается воспитывать Мота, получает жесткий отпор:

- Сынок, когда ты принес домой котенка, я тебе ничего не сказал, но Лиза – не щенок, не хомячок…

- А когда ты приведешь домой свою секретаршу, я тебе тоже ничего не скажу…

Мама («Родитель 2») ведет себя, словно курица, которой отрубили голову, а она еще бегает по двору, хлопочет, суетится. Маме в сложившейся ситуации  приходится «распушить перышки» и сделать вид, что все к лучшему. Знакомая история, когда жизненным девизом становится песня из знаменитого фильма «Айболит – 66»: «Это даже хорошо, что пока нам плохо…».

К сожалению, режиссер Филипп Гуревич не придумал интересных разноплановых ходов.  Все достаточно предсказуемо: микрофон, выход на авансцену и пр. Постоянно происходит перестановка столов, которая сути не меняет, а терпение зрителя истощает. И еще, проблема в том, что когда действие происходит возле ног первого ряда, уже с третьего ряда приходится вытягивать шею, чтобы увидеть мизансцену.

Дед (Николай Голубев) - полубезумный ветеран неопределенных войн, постоянно звонящий отошедшим в иной мир однополчанам. Дед снова рвется в бой, его не волнуют проблемы семьи.  Старшая сестра (Даниэлла Селицка) – без пяти минут призер престижного танцевального конкурса, в итоге, ни на какой конкурс не едет, и вообще давно уже не танцует. У нее что-то там произошло (из постановки этого не понять), поэтому она только красиво вышагивает по столу и кукольно страдает.

У подростка Мота с детства были сложности с осознанием своего места в мире. Лучшим другом у него был камень, которому все можно было рассказать, ведь папа, сестра и дед жили своей жизнью, а мама тратила свое время на магазины, таская парня за собой, и его личные часы, в которые можно было бы погонять на велосипеде или роликах, «дохли».

Бомжиха Лиза  (Татьяна Циренина) весь спектакль проходит неким условным персонажем – непонятное существо, о котором Мот хочет по-настоящему заботиться. Лишь в финале, когда героиня открывает  трагическую тайну  своего бомжевания в переходе, ее история обретает пронзительность и щемит сердце зрителя. 

спектакль театра ШСП#"Ганди молчал по субботам"#рецензия# отзыв#режиссер Филлип Гуревич#пьеса Анастасии Букреевой#артисты: Кирилл Снегирев, Джульетта Геринг, Алексей Гнилицкий, Николай Голубев, Даниэлла Селицка